Фоторепортаж: Вторая сцена Мариинского театра изнутри Корреспонденты The Village побывали внутри Мариинки-2 на Крюковом канале, посмотрели на результаты 8-летней скандальной стройки и узнали, как устроена новая супертехнологичная сцена.
Возмутившую петербуржцев вторую сцену Мариинского театра наконец показали журналистам. Восьмилетнее строительство обошлось федеральному бюджету в 22 миллиарда рублей, что на треть дешевле, чем стоимость стадиона на Крестовском, но в 11 раз дороже второй сцены Александринского театра. Аплодисментов Счётной палаты подрядчик «Метрострой» не дождался: 290 миллионов рублей, по итогам проверки службы, использовали неэффективно.
Вторая сцена Мариинского театра откроется для посетителей 2 мая гала-концертом «Звёзд русского балета», а корреспонденты The Village побывали на акустическом тесте и узнали, чем вторая сцена отличается от первой и оправдывает ли её функциональность архитектурные изъяны.
Начинка
79 114
квадратных метров — площадь здания
18 000
кубических метров — объём
зала
7
надземных
этажей
3
подземных
этажа
2 000
человек —
вместительность зрительного зала
200
человек —
вместительность амфитеатра
Первое, о чём говорят сотрудники Мариинки (об этом они могут говорить бесконечно, лишь бы не возвращаться к архитектуре), — техническое оснащение второй сцены. Механики рассказывают, что на ней одновременно можно собирать декорации для одного спектакля, разбирать после другого, пока в зале идёт третий. Главную, одну из репетиционных и арьерсцену — заднюю часть сцены, скрытую декорациями — можно объединять или использовать по отдельности в зависимости от постановки, а все технические зоны работают автономно.
Репетиционных залов в театре четыре: для балета, оперы, хора и оркестра. Все они от пола до потолка облицованы звукопоглощающими панелями. Оркестровая яма рассчитана на 120 музыкантов и состоит из трёх подвижных платформ, которые могут подниматься или опускаться исходя из состава оркестра. Всеми конструкциями над сценой и декорациями управляют с помощью одного компьютера.
Кроме основной сцены, есть и камерные — в фойе. Там собираются устраивать просветительские проекты. Амфитеатр на крыше приспособят для летних концертов, в том числе для фестиваля «Звёзды белых ночей».
Делать копию Мариинского театра или театра «Ла Скала» было глупо и немыслимо. Нужен был невероятно революционный проект, который, может быть, взорвёт весь город. Россия получила один из лучших театров в мире. Доказать, что он таковой, — прежде всего дело коллектива. Уже дело чести для нас и принципа — наполнить этот театр настоящим содержанием. Я не думаю об архитектурных критиках, я думаю о Глинке, о Шостаковиче и Стравинском, о том, как ярко представить их бессмертные произведения на второй сцене.
валерий гергиев
художественный руководитель Мариинского театра
Пока Мариинский театр копит деньги на реконструкцию и переоборудование своего первого здания, там будут ставить преимущественно балеты. Вторую сцену займут операми. Акустику в зале называют исключительной: всё благодаря изогнутым гипсовым панелям, специальным деревянным балюстрадам, гипсовым стенам и дубовому паркету с деревянной звукопоглощающей подложкой. Современный зрительный зал сконструирован по принципам, заложенным ещё в операх XVIII и XIX веков: в форме подковы и с тремя ярусами балконов.
вспомогательные помещения для
1 000
сотрудников театра
Для нас важно, что в новом театре технически взято всё лучшее от недавно построенных или реконструированных театров мира, таких как лондонский Ковент-Гарден, Королевская опера Копенгагена, парижский театр Шатле. Но нам, конечно, понадобится время, чтобы обжиться в новом театре и адаптировать к нему спектакли репертуара.
Наталья Цапко
руководитель художественно-технического комплекса Мариинского театра
Архитектура и отделка
Архитектурный облик здания вызвал у городских активистов настоящую истерику. Блогеры уже собрали несколько тысяч подписей за его снос и не устают придумывать постройке новые прозвища — от «петербургского квазимодо» до «ТРК «Мариинский». Дизайнеры предложили замаскировать фасад большой шторой, как когда-то сделали с берлинским Рейхстагом.
Архитектор здания Джек Даймонд, напротив, считает Мариинку венцом своей карьеры и утверждает, что проектировать ему помогали Глинка и Римский-Корсаков, «сидящие» у него «на плечах». Канадское архитектурное бюро Diamond and Schmitt Architects получило заказ после того, как в проекте поругавшегося с руководством театра и городскими властями француза Доминика Перро нашли сотни технических ошибок. Он предлагал простроить «золотую вуаль» — огромный прозрачный купол сложной формы, для воплощения которого успели снести несколько исторических построек в охранной зоне. За эти ошибки пришлось расплачиваться проекту Джека Даймонда: со стороны Крюкова канала к мрамору и стеклу пристроили двухэтажный миниатюрный фасад бывшего Литовского рынка в стиле классицизм.
Хронологически вторая сцена является Мариинкой-3, так как шестью годами ранее театр уже открыл новую площадку — концертный зал на Декабристов, 37
Вторая сцена — это, с одной стороны, продолжение традиционной застройки города, с другой — это современное здание со своей уникальностью. Это город в городе. Это венец моей карьеры. Я очень воодушевлён результатом. Вдохновением на создание этого проекта для меня стала старая сцена театра. На моих плечах сидели Глинка и Римский-Корсаков и подсказывали мне, поэтому театр получился отличный. Те, кто критикуют это здание, его даже не видели изнутри. Какой-то критик сказал, что здесь маленькое фойе, но вы только взгляните на него — оно огромное.
Джек ДАЙМОНД
архитектор Diamond and Schmitt Architects
На материалах не экономили — здесь и самое большое в мире полотно оникса, и фойе, отделанное золотом, и хрустальные бусы, свисающие с потолка, и кристаллы «Сваровски», и мрамор сорта «император».
Первая сцена
Реконструкция старой сцены Мариинского театра, построенной ещё в 1783 году, начнётся не раньше чем через три года. За это время труппа и театральные службы освоят новую площадку и распределят спектакли между ней и концертным залом Мариинки. Здание Мариинского театра, несмотря на несколько прошедших модернизаций, сильно устарело. Техпомещения не могут вместить декораций для масштабных спектаклей, а подвесные механизмы трещат от тяжёлых занавесов и элементов сценического оформления. Например, металлическую ограду ипподрома для «Анны Карениной» весом в тонну приходится подстраховывать верёвками.
Фотографии: Дима Цыренщиков
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.