Через несколько месяцев новое Пулково станет единственным пассажирским терминалом в Петербурге. Здание готово почти на 90 % и официально откроется уже 29 ноября 2013-го, хотя первые регулярные рейсы начнутся только в декабре. Сейчас здесь заканчивают отделочные работы, монтируют оборудование, а в гостинице уже застилают кровати. С октября аэропорт будут тестировать более 5 200 человек.

The Village побывал внутри комплекса и узнал, какие задачи стояли перед архитекторами, чем будут кормить пассажиров и что станет с Пулково-1 и Пулково-2.

94 000

м2 – площадь терминала

1 185 000 000

 евро — стоимость строительства

  

17 000 000

пассажиров – пропускная способность аэропорта

59°47′51″

Северной широты и

30°17′19″

 восточной долготы — координаты 

 

 

 Архитектура

 

Авторы проекта — английское бюро Grimshaw, одни из пионеров хай-тека в архитектуре. Им необходимо было не только сконструировать мощный транспортный хаб, но и вписать в него открыточные виды Петербурга. По задумке, крыши первых двух этажей должны напоминать пассажирам водную гладь Невы, а третьего — купола Спаса на Крови. Панорамные окна похожи на витрины Елисеевского, а переходы между залами вылета международных рейсов — на петербургские мосты.

По ходу строительства проект пришлось незначительно менять: Ростехнадзор с декабря прошлого года пытался остановить строительство, но проигрывал суд за судом. По мнению ревизоров, подрядчик — турецко-итальянская компания IC Ictas Astaldi — значительно отступил от первоначальных планов «Метростроя», однако исследование «Евроэкспертизы» показало, что, несмотря на изменения, здание надёжно и безопасно. 

 

 

Вылетающим

 

Вылетающие пассажиры сразу попадают на второй этаж — туда ведёт мост от парковки. После стоек первичного досмотра, регистрации и таможенного оформления начинаются ряды залов вылета: слева — для внутренних рейсов, справа — для международных. Там же расположены торговые помещения, рестораны и кафе. В новом терминале они занимают 13 500 квадратных метров. Киоски с напитками, снеками и газетами расставят ещё и перед стойками регистрации. Главная duty free зона заработает на третьем этаже в зале вылета международных рейсов, ещё один магазин беспошлинной торговли — в северной галерее. 

Сейчас «Воздушные ворота Северной столицы», компания, управляющая аэропортом, ведёт переговоры с тремя крупными ресторанными группами. Какие кафе и рестораны откроются в новом терминале, пока не говорят, но, по словам сотрудников компании, «это будет действительно хорошая кухня, а не фастфуд». На дизайн-проекте здания замечен «Старбакс», но даже его открытие в «Воздушных воротах» пока не подтвердили. 

Фуд-корт, предназначенный для путешественников по России, расположится в реконструированном Пулково-1, правда откроют его не меньше чем через полгода после запуска нового терминала. Здание построили ещё в 1973 году под руководством архитектора Александра Жука, автора нескольких станций петербургского метро, ТЮЗа и «Октябрьского». В ходе ремонта внутри поменяют инженерное оснащение и проведут косметический ремонт. После оно станет так называемой «стерильной зоной»: попасть в него можно будет только из нового терминала. Судьбу Пулково-2 пока не озвучили. Раньше его хотели отдать под бизнес-авиацию, но окончательное решение ещё не принято. Кстати, у Пулково и сейчас есть действующий третий терминал — именно в нём принимают бизнес-авиацию. То есть формально новый хаб является уже четвёртым одноимённым аэропортом. 

 

  

88

стоек регистрации

14

телетрапов

110

кабин паспортного контроля

 лент выдачи багажа

45 

лифтов 

17 

эскалаторов

  

 

Прилетающим

 

Под зону прибытия задействован весь первый этаж. Отдел выдачи багажа поделён на две части стеклянными перегородками — отдельно для прибывающих из России и из-за рубежа. Между перегородками предусмотрено свободное пространство. Его, в зависимости от загруженности терминала, будут использовать для обслуживания либо внутренних рейсов, либо международных. Через зону таможенного контроля пассажиры попадают в зал прибытия, оборудованный для встречающих. Справа и слева в зале установлены лифты и эскалаторы, по которым заблудившиеся вылетающие смогут доехать до второго и третьего этажа.

 

 

Багаж

 

Багаж наконец станут обрабатывать автоматически: система опознаёт сумки, проверяет их безопасность, сортирует и отправляет на конвеерные линии общей длиной в 5 километров. Робот-сортировщик за час управляется с 5 400 единицами багажа.

Развозить пассажиров до самолётов автобусы будут только в северной галерее, пристроенной к терминалу справа. В остальных залах вылета есть телетрапы.

 

 

 

Бизнес-центр и гостиница

 

Четырёхзвёздочный Park Inn by Radisson начнёт работать одновременно с терминалом. Гостиница на 200 номеров расположена в 70 метрах от здания — рядом с восьмиэтажном бизнес-центром, занятым службами аэропорта. Рядом находятся две парковки — крытая и обычная. Возле самого терминала дольше 10 минут парковаться нельзя, чтобы не создавать пробок.

 

 

Фотографии: Дима Цыренщиков