Берегись пешехода: Большая Ордынка, Мясницкая и Патриаршие пруды после реконструкции The Village с помощью экспертов оценил новые пешеходные зоны столицы
Ко Дню города 5 сентября 2015 года в центре Москвы открылись после реконструкции новые пешеходные зоны: Большая и Малая Никитские, Большая и Малая Бронные улицы, Спиридоновка, Большая Ордынка и Пушечная улица. В рамках городской программы «Моя улица» на столичных улицах разграничивают территории, отведённые для машин, велосипедистов и пешеходов, ремонтируют тротуары, организуют систему городской навигации и ремонтируют фасады — всего на эти цели власти рассчитывают выделить в течение ближайших трёх лет более 126,7 миллиарда рублей. The Village посетил обновлённые улицы и узнал у экспертов, что они думают о благоустроенных пешеходных зонах.
Что получилось?
Куба Снопек
градостроитель, выпускник «Стрелки»
Общемировой тренд — делать города более доступными для пешеходов. Москва же известна тем, что она пешеходам абсолютно не подходит. Я видел обновлённые Мясницкую и Никитские улицы, и впечатление однозначно хорошее: эти улицы благоустроены в духе того, что сейчас делается в мире. Почти везде есть низкие бордюры, по которым можно съехать, — с коляской, на велосипеде, на скейте. Это будет удобно большому количеству людей, особенно мамам с колясками — безымянным героям Москвы. Кроме того, правильно обустроены велодорожки. Есть правило сооружать их из асфальта, и в Москве всё сделано именно так, согласно мировой моде. Правда, велодорожки чаще всего делают частью проезжей части, а не тротуара. В Москве всё наоборот, но ведь и здешние водители — это не водители в Амстердаме, так что, я думаю, и это тоже правильно. Многие говорят, что допущены какие-то ошибки. Например, в начале Большой Никитской велодорожка занимает весь тротуар и там нельзя пройти — это ошибка. Но когда велодорожки лет 15 назад начали делать в Польше, то тоже допускали ошибки, а после реконструкции пятидесяти улиц научились их не делать.
Ещё все жалуются, что на пешеходных улицах нет деревьев — или что затопило обновлённую Мясницкую. Конечно, хотелось бы, чтобы были такие же деревья, как в Барселоне или в Париже, но это уже проблема совсем другого уровня, она связана с подземным оборудованием: там могут быть засекреченные провода, тоннели, трубы. Чтобы росли большие деревья, нужно очень много места для корней, а значит, нужно глубоко копать и исправлять подземную систему, а это намного сложнее, чем просто привести улицы в порядок, ведь поменять то, что на поверхности, — дёшево и просто.
В целом задача отдать часть городского пространства людям, которые передвигаются на ногах и маленьких колёсиках, выполнена. Все водители, которых я видел в пешеходных зонах, чувствовали себя там как на чужой территории: ехали медленнее и останавливались, если пешеходы подходили к зебре.
Единственное, чего я не понимаю, — какая стратегия за всем этим стоит. Например, в Гамбурге было объявлено, что в течение 20–30 лет весь город будет пешеходным. В Москве реконструкции улиц выглядят как хаотичные действия. Я не знаю, какая в итоге должна получиться картина. В целом, мне кажется, Москва будет автомобильной: это единственный настолько большой город в мире, который находится так сильно на севере, и ему не нужна революция в духе Копенгагена. Просто сейчас 100 % внимания уделено автомобилистам и 0 % – всем остальным, а нужно уделить немного больше внимания пешеходам. Москва — не Лондон, где вообще нет лишнего пространства, тут достаточно места, чтобы поместить всех. Поэтому, я думаю, тут всё будет идти в сторону сужения полос и появления других способов передвижения.
Мясницкая улица
Михаил Блинкин
директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Раньше, выходя на узкую пешеходную зону с интенсивным движением, я чувствовал себя изгоем. Сейчас этого нет: я иду по просторному тротуару Мясницкой — как в хорошем европейском городе. Её реконструкция получила почти единодушную поддержку обывателей, за исключением отзывов автомобилистов. Они говорят: у нас было четыре полосы и один светофор, а теперь всего две и много светофоров. Этот режим с широкими тротуарами и суженной проезжей частью — сообщение, которое город посылает автомобилисту. Если тебе сюда нужно — приезжай и находи платное парковочное место. Если ты собрался использовать эту улицу для транзита, тысячу раз подумай, стоит ли это делать.
Александр Колесников
гендиректор ООО «Колесо-Колёсико»
Самая большая беда Мясницкой — в том, что, в отличие от других улиц, там не решена проблема водостока. Если на Большой Никитской улице водосточные трубы вдоль домов подведены к специально оборудованным решёткам, куда вода стекает вдоль тротуара, то на Мясницкой трубы просто висят, и никаких ливневых стоков нет. В дождь вода там будет просто заливать людей. Кроме того, на Мясницкой нет велодорожки, несмотря на то, что почти через каждый дом установлены велопарковки.
Улица Большая Ордынка
Михаил Блинкин: После того как Большая Ордынка, вслед за параллельной ей Пятницкой, стала частью пешеходной зоны Москвы, могут возникнуть проблемы: фактически нарушается связь с Замоскворечьем и Садовым кольцом. Надо посмотреть, как такой режим будет работать, и принимать меры, если эксперимент окажется неудачным.
Патриаршие пруды
Михаил Блинкин: Ездить по Большой и Малой Бронным, Спиридоновке и Большой и Малой Никитским улицам было не очень здорово: вдоль Патриарших прудов плотно стояли автомобили. Став пешеходными, эти зоны вернули своё естественное назначение. И тут город снова наглядно показывает: если ты не живёшь в этом районе, не надо туда лезть на автомобиле.
Александр Колесников: Беда всех пешеходных улиц в том, что они становятся зоной конфликта между пешеходами и велосипедистами. На Большой Никитской ситуация такая: на велодорожке очень много люков, а асфальт положен так, что, скорее всего, в дождь там будут лужи. Это не очень удобно, но не критично: даже на европейских улицах дорожки бывают неидеальными. Кроме того, там неудобно расположены урны. Непонятно, для кого их поставили, но явно не для велосипедистов: на ходу в них ничего не выбросишь, приходится останавливаться. Чтобы подойти к урне, пешеходам надо пересечь велодорожку, что тоже не очень логично. На Малой Никитской же явно отняли довольно много пространства у пешеходов — там очень узко. Всё как будто специально сделано для того, чтобы велосипедистов не любили. На Большой и Малой Бронных не очень качественно положена плитка, зато очень здорово стало на Спиридоновке: там провода убрали под землю, и теперь можно по-новому взглянуть на город и фасады.
Пушечная улица
Работы на пешеходных зонах около «Детского мира», которыми занимается КБ «Стрелка», в настоящий момент закончены лишь частично: Пушечная улица замощена камнем, но пока строители не расставили элементы уличного оформления. Пешеходная зона будет завершена к ноябрю 2015 года.
Михаил Блинкин: Пушечная улица никогда не имела особого транспортного назначения: её давно и без проблем можно было сделать пешеходной. Сейчас проезд по Пушечной будет, но ни один разумный автомобилист без особой надобности её использовать не станет. Это и называется «улица ограниченного автомобильного доступа».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.