Россияне до сих пор неоднозначно относятся к репрессиям в СССР: в 2015 году 45 % опрошенных оправдывают сталинские карательные меры — это выяснил «Левада-центр». Ещё три года назад такой точки зрения придерживались почти вдвое меньше, 25 % респондентов. Треть россиян сегодня относятся с уважением к Иосифу Сталину. Тем не менее в Москве уже почти 15 лет работает музей ГУЛАГа, – его основал в 2001 году историк и писатель Антон Антонов-Овсеенко, который и сам прошёл через сталинские лагеря как сын врага народа. За годы работы постоянно пополнявшейся экспозиции стало тесно в маленьких залах здания на Петровке, поэтому в 2014 году для музея началась перестройка нежилого здания в 1-м Самотёчном переулке. В эти выходные музей открывается для всех желающих – The Village изучил пространство до его открытия.  

Обновлённый Музей истории ГУЛАГа занимает более трёх тысяч квадратных метров. Слева от его входа открылось кафе «Кофе пью» с блестящей кафельной плиткой, а справа располагаются сейфы, в которых можно оставить вещи, и книжный магазин. Красный кирпич фасада обшили медью, которая должна со временем окислиться и полностью почернеть. По словам организаторов, траурные моменты истории сложнее уместить в музейном пространстве, если не разбавлять мрачное содержание экспозиции за счёт интерьера.

Экспозиция музея начинается на втором этаже и состоит из восьми залов. Тематические зоны соединяют лестничные подъёмы, и посетители время от времени оказываются над музейными объектами. Так, по словам директора музея Романа Романова, получается абстрагироваться от чересчур эмоционального восприятия.

Стоимость билета — 200 рублей, для льготников — 50 рублей

Режим работы: ежедневно с 11:00
до 19:00, в четверг с 12:00 до 21:00, понедельник — выходной

 

Первые залы организаторы частично стилизовали под помещение лагеря. Здесь использованы не только изобразительные атрибуты вроде света, дверей и тюремных нар, но и звук: композитор Ольга Шайдуллина соединила гул тюрем и шумы лагерей в одну звуковую дорожку. Динамики во всей экспозиции потайные. На стенах висят экраны, на которые транслируется видеоряд с расстрельными списками, документальным кино и хроникой. 

Чтобы не нарушить логику экспозиции, нужно спуститься по лестнице с другой стороны. Тогда посетитель попадает во второй зал, «ядро выставки» с памятными предметами заключённых и записями, которые им удалось сделать на подручных предметах. Верхний этаж зала, по замыслу авторов, должен продемонстрировать то, как репрессии преподносила власть. Здесь висят пропагандистские плакаты и экраны, на которых планируют транслировать хронику показательных процессов и интервью их жертв. Также есть интерактивная зона: например, посетитель может собрать Беломорско-Балтийский канал. Отодвигая и переставляя пазлы, как в игре «пятнашки», он продвигается по истории работы в исправительном лагере.

 

 

После очередного лестничного пролёта попадаешь в следующее пространство выставки. Его частично занимает белый пятигранник с информацией о громком «Деле врачей». В пятигранник можно войти, внутри обустроена тёмная комната с экранами, на которых идёт хроника процесса освобождения заключённых. Центральное место напротив пятигранника занимает огромный киноэкран с трансляцией похорон Сталина.

 

 

В нише под площадкой третьего этажа устроен кинозал с деревянными скамьями. Там посетителям покажут интервью реальных жертв или свидетелей работы репрессивных лагерей. По словам Романа Романова, архива фильмов хватит надолго, прежде чем они начнут повторяться. 

Над кинозалом — последняя часть экспозиции, посвящённая переосмыслению событий политических репрессий в наше время. Здесь же находится ещё одна интерактивная зона. По итогам размышлений и собственных впечатлений желающие смогут ответить на несколько философских вопросов и прикрепить свой ответ здесь же, на стене. 

 

 

Четвёртый этаж занимает библиотека с возможностью онлайн-доступа к любым материалам по истории политических репрессий в СССР. Здесь посетители смогут заниматься любой исследовательской деятельностью, а также обратиться за необходимой консультацией к научному сотруднику музея.

На пятом этаже — терраса, открытая летом и закрытая в холодное время года. Внизу посетителю открывается вид на Москву и «Сад памяти», работа над которым начнётся уже этой весной. Там высадят деревья и кусты, которые окружали заключённых в лагерях.