Как живется в по-настоящему ветхих пятиэтажках «Мы тут или сгорим, или на нас упадет перекрытие»: Жильцы не попавших под снос аварийных домов рассказали о своих проблемах

В список на голосование по программе реновации вошло почти 4 500 домов, среди которых оказались не только блочные хрущевки, но и кирпичные пятиэтажки и сталинки, жители которых не жалуются на условия проживания и переезжать не хотят. Кроме того, в список попали интересные с точки зрения истории и архитектуры здания — например, доходные дома начала прошлого века. При этом многие действительно аварийные пятиэтажки, жители которых уже давно ждут расселения, в перечень не вошли.
С некоторыми из этих домов происходят интересные метаморфозы: они то появляются в списке «под снос», то исчезают из него. Так случилось, например, с несколькими пятиэтажками по улице Панфёрова, расположенной на границе Гагаринского и Ломоносовского районов Москвы. Дома по нечетной стороне улицы должны были снести еще в первую и вторую волны сноса по лужковской программе, однако в итоге ни в один из окончательных списков их не включили. При этом точно такие же хрущевки на противоположной стороне улицы все-таки снесли.
Жители рассказали The Village, что связывают это решение с тем, что их дома не видно со стороны Ленинского проспекта — они находятся в низине и «не портят вид». По словам жильцов одной из пятиэтажек, материалы, из которых она построена, рассыпаются и в доме разрушаются стены, балконы и трубы.
Другая история сложилась с домом № 24/6 на Преображенском Валу. Здание с шестью корпусами построили еще в 1928 году, это дома коммунального типа — на каждые пять квартир здесь одна ванная. Некоторое время назад часть корпусов расселили, они сейчас стоят пустые. Жители шестого корпуса, который решили не выселять, по-прежнему живут в старых квартирах. Их дом не попал в программу ветхого жилья, сносимого до 2018 года, хотя по документам он признан не просто аварийным, а непригодным для жилья. Расселить его обещали еще шесть лет назад, но с тех пор вопрос больше не поднимался. Жильцы создали инициативную группу, которая уже несколько лет подает обращения в разные инстанции, но конструктивного ответа от властей им пока добиться не удалось.
The Village побывал в пятиэтажках на улице Панфёрова и Преображенском Валу и поговорил с их жителями о том, с какими проблемами они сталкиваются каждый день и как борются за право переехать.

Текст
ОЛЬГА КИРИЛЛОВА

Фотографии
Улица Панфёрова

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.