«В Москве больше нет такого места»: Прощаемся с НИИДАР Арт-кластер сносят ради ЖК
НИИДАР — самый большой и шумный арт-кластер Москвы, который прямо сейчас уходит в архивы истории. С 2016 года в зданиях советского института на «Преображенской площади» тусовались дизайнеры, художники, танцоры, кришнаиты, скульпторы, парикмахеры и кто только не. Многие из них прямо тут и жили — не совсем легально, но это устраивало всех участников сделки. Еще бы, за 30 с лишним тысяч в одной станции от кольца можно было снимать комнату с четырехметровыми потолками (это позволяло, например, построить второй этаж в своей комнате).
Бывший НИИ дальней радиосвязи начал превращаться в арт-кластер, когда в полупустующий комплекс зданий перебралась галерея «Электрозавод» — после того, как на прежнем месте ужесточили условия аренды. Вслед за ней сюда стали подтягиваться другие артисты.
Судьба НИИДАР типична для любого artist-run space — так называют выставочные пространства и мастерские, которыми руководят художники. Такие некоммерческие арт-кластеры недолговечны. Как только художники заезжают на очередной завод, низкая поначалу арендная плата растет — снимать мастерские становится невыгодно. А иногда здание и вовсе отдают под застройку, как в случае с НИИДАР.
Корпуса НИИ начнут сносить в декабре, чтобы построить здесь жилой комплекс. Арендаторы должны были покинуть здание в первую неделю ноября. Мы сходили к ним за несколько дней до переезда, чтобы узнать, что дало им это место, куда они переедут и почему кто-то из них даже рад сносу.
Саша Ольховский
художник, создатель бренда украшений Mineral Weather
Напоследок мы случайно устроили в мастерской небольшой пожар, когда у меня в мастерской была вечеринка в честь съезда. На нее приезжал Петлюра (художник, перформасист — Прим. ред.), забрал сортир. У меня он просто прикольный был, я его купил в стоматологической клинике. Отдал еще стол, недоделанное кресло.
Как-то раз я нашел здесь огромную тарелку. Если под ней встать, то можно поймать странный эффект (когда говоришь под этим объектом, в непрогнозируемый момент звук собственного голоса меняется и слышится по-другому. — Прим. ред.). Это здание — НИИ дальней радиосвязи, поэтому тут был целый ангар со странными штучками. Художник Аниш Капур (британско-индийский скульптор. — Прим. ред.) делает такие объекты, только они у него в музеях висят.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.