До 1917 года памятники в Москве ставили редко, но после Октябрьской революции началось создание пантеона героев новой советской империи. Ленин и Сталин, Маркс и Энгельс, стахановцы, маршалы, революционеры — за советский период в городе появилось около 800 монументов. В новейшее время наступила полная неразбериха, и теперь сложно сказать, сколько памятников установили за последние 20 лет. The Village решил узнать историю некоторых из них: кому они посвящены, как появились и почему стоят на этом месте. Во втором выпуске — памятник инженеру-конструктору космической техники Николаю Пилюгину.

 

«Все послевоенные годы я занимался, по существу, одним и тем же: созданием всё более совершенных, максимально точных и безотказных в работе систем управления, которые ведут ракету без участия Земли».

                                                — Николай Пилюгин

***

ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ ПИЛЮГИНУ

Адрес: ул. Академика Пилюгина, 10
Год установки: 2008
Скульптор: Владимир Соскиев

Памятник Николаю Пилюгину установили по инициативе Научно-производственного центра автоматики и приборостроения, который он возглавлял долгие годы. Деньги на скульптуру к 100-летию академика выделили миллиардер Алишер Усманов, компания «Транснефть», «Росбанк» и ещё несколько спонсоров — их имена выгравированы на гранитном постаменте. Изначально сотрудники НПЦ предлагали изобразить Пилюгина в виде шагающего человека, но комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме отклонила идею: стремительный шаг академика отвлекал от главного и казалось, что перед нами не конструктор, а путешественник. В итоге нашли более спокойный вариант.

На открытии памятника в мае 2008 года присутствовали Надежда Николаевна Пилюгина и Наталья Королева — дочь знаменитого конструктора Сергея Королева, с которым многие годы работал академик. «Наши семьи познакомились в 1943 году в Германии. Там отцы изучали немецкие ракеты. Сегодня полёты в космос стали обычным явлением, а 60 лет назад люди работали и не жалели сил, чтобы наша страна стала первой в космосе», — сказала Королева. Бронзовые бюсты Николаю Пилюгину также стоят на его родине в Петербурге, на космодроме Байконур, на территории самого НПЦ приборостроения и на Новодевичьем кладбище.

 
Николай Пилюгин
(1908–1982) —
советский инженер-конструктор, создатель более 40 систем управления космическими ракетами. Вместе с Сергеем Королевым работал над запуском первого спутника Земли и полетом Юрия Гагарина. Руководил созданием систем управления ракеты «Протон» и космического челнока «Буран». При жизни работа Пилюгина была засекречена.


 

Николай Малинин, архитектурный критик: «Любая новая структура в городском пространстве — это хорошо. В этом смысле прекрасно, что в Москве стало так много памятников. С другой стороны, их качество может вызвать только раздражение. В Европе на улицах сейчас принято ставить абстрактные объекты — шедевры современного искусства, у нас же две крайности: либо люди в пиджаках, либо непонятные персонажи вроде сырка „Дружба“. В случае с Пилюгиным сделана попытка вписать памятник в местный ландшафт, что само по себе хорошо. Правда, памятник на холме выглядит как саркофаг, а сама скульптура бесхарактерная, в ней нет отношения к герою и его роли в истории: стоит человек и стоит».
 

 

Надежда Пилюгина, дочь: «Отец был человеком суровым и молчаливым. Мама рассказывала, что он запросто мог вызвать сотрудника из отпуска, если было нужно, и не терпел возражений. Публичности папа не любил, на важных совещаниях старался сесть где-нибудь в уголке. Но как отец он был просто подарком судьбы. Помню, когда я была уже старшеклассницей, катал меня на шее по квартире. Наказал лишь однажды — не помню, за что, но порол ремнем. А памятник вышел какой-то непропорциональный: папа получился слишком долговязым. Из всех памятников отцу мне больше всего нравится бюст, который стоит на территории Центра приборостроения. Другие бюсты сделал скульптор Виталий Сохин. В них я вижу внешнее сходство с отцом, а в этой фигуре нет. С другой стороны, лучше такой памятник, чем никакого. Да и место хорошее подобрали. Но я чаще на кладбище езжу, здесь была только на открытии».