Создание макета

«Гранд-макет Россия» в Санкт-Петербурге — проект страны в масштабе 1:87. Идея представить все необъятные дали от Калининграда до Камчатки пришла в голову Сергею Морозову несколько лет назад, но особого ажиотажа или поддержки со стороны города не вызвала. Только когда была готова уже половина задуманного, стало понятно, что макет не только музейный проект, но довольно подвижный механизм, рассказывающий историю страны своим способом. 

Масштабность проекта можно было оценить уже на стадии создания: команда из более сотни человек во главе с автором идеи трудилась четыре года в круглосуточном режиме. Среди них — архитекторы-макетчики, инженеры-электронщики, занимающиеся проводкой и электронными платами, железнодорожники и работники автомобильного отдела, художники-оформители.

 

800 КВ. М

площадь макета

 

1:87

масштаб макета

 

Более

200 000

фигурок людей
и животных

Сначала надо было создать так называемый скелет для всей конструкции — подрамник с сотами. На него положили листы фанеры, чтобы получился большой стол, раскроенный сетью железных и автомобильных дорог в соответствии с разработанной схемой. Ландшафт горных возвышенностей вытягивали с помощью специальных рёбер. Под макетом необходимо было припаять все провода и установить платы — всё это находится на нижнем уровне и практически не заметно для посетителей. Чтобы можно было работать с конструкцией, по всей площади установили

 

люки, но из-за хорошей маскировки даже персонал порой не может вспомнить, где они находятся. Над макетом построили специальные леса, в которые вмонтировали светодиодный потолок. Все эти приготовления важны, потому что макет — нескончаемый проект, его всё время нужно дорабатывать и обновлять. Сегодня необходимы доработки в области ландшафта и оформления. Иногда появляются и более серьёзные инновации, например, недавно запустили систему сигнализации на железной дороге. 

 

 

 

СЕРГЕЙ МОРОЗОВ

автор проекта

 

Сейчас, оценивая результат многолетней кропотливой работы сотен умелых рук, можно уверенно сказать: «Гранд-макет» — это произведение искусства, место которому в музее! Эта формула многое объясняет. Как театральную постановку, художественный фильм или литературное произведение, «Гранд-макет Россия» нужно воспринимать образно. И, надеюсь, в памяти каждого посетителя увиденное останется не как миниатюрная модель страны, а как художественно переданный собирательный образ России.

 

 

 

 

 

 

Как это работает

Территория макета действительно очень большая. Глаза разбегаются, и первое время не знаешь, на что смотреть: на массивы зданий, разнообразные рельефы или сценки с фигурками людей. Но больше всего привлекают внимание подвижные объекты, которых здесь предостаточно. Самые простые поезда и автомобили. Сеть железных дорог опутывает столы, составы двигаются по макету в соответствии с расписанием и заданными маршрутами, останавливаясь на миниатюрных вокзалах. Ими управляют с помощью компьютера: в каждый поезд встроен декодер, который принимает команды из Центра управления — помещения под Уральскими горами, в котором находятся два человека, управляющие жизнью маленькой России. Чтобы поезда могли доехать из Петербурга или Москвы на Дальний Восток, то есть пересечь зону в центре зала, для них построили два специальных подъёмника, каждый длиной 50 метров.

 

2 000 000

светоточек (лампы, свет 
в окнах, автомобильная  система «День/ночь»)

 

500 000

светодиодов 
для системы «День/ночь»

Машины на макете живут своей жизнью и ездят, куда хотят. В них встроено что-то вроде электронного мозга: они видят друг друга, умеют включать поворотники и притормаживать перед светофором и впереди идущей машиной. Управлять динамичными сценками здесь можно с помощью специальных кнопок — они разбросаны по всему периметру макета. Полицейские задерживают преступников или смотрят, как работает завод по добыче железной руды. Раз в 6−7 минут на территории случаются пожары, и можно наблюдать, как их тушат пожарные машины.  

Ощущение времени создаёт система «День/ночь» — полотно из полумиллиона светодиодов, находящееся над макетом. Раз в 900 секунд они меняют яркость и цвет освещения — и Россия погружается в ночь на две минуты, постепенно, с востока на запад. В это время макет загорается тысячами огней — светодиоды также спрятаны в окнах зданий, фонарях, фарах машин и вывесках. Для пущей реалистичности во время рассвета где-то в Центральной России вопит петух.

 

2 км

железных дорог

 

Более

200

железнодорожных составов

 

Более

200

автомобилей

 

 

 

АЛЕКСЕЙ ЛИНЬКОВ

заместитель директора

 

Для нашего макета мы разработали технологии, которые не применялись ранее нигде в мире, по крайней мере мы не знаем об их существовании. На железной дороге есть два револьверных обменника в виде лифтов для хранения подвижного состава. Мы покупали их у наших немецких коллег, они у них управляются исключительно вручную: для этого нужно подойти и выбрать определённый уровень. Мы довели этот процесс до автоматизма — всё это управляется с помощью компьютера. Система «День/ночь» и система сигнализации на железной дороге — это тоже целиком наши разработки. То, как ездят и живут машинки, также целиком делалось и придумывалось здесь. На больших немецких макетах машинки ездят на батарейках — им необходимо уезжать в подземные хранилища, где они подзаряжаются. У нас машинки питаются с помощью индукционного тока из-под макета, то есть они могут ездить по макету бесконечно.

 

 

 

 

 

 

Поломки и неприятности с посетителями

У входа на территорию висит табличка с вежливой просьбой ничего не ломать, не задевать элементы руками, рюкзаками, объективами и т. д. «Дайте хотя бы доделаем», — шутят сотрудники. На первом этаже здания есть сервис-центр, в котором за посетителями наблюдают с помощью нескольких десятков камер, также работает система сигнализации, которая срабатывает, если протянуть руку через ограждение. Поломки, конечно, бывают, но происходят всё-таки случайно. Посетители борются с желанием утащить с собой фигурку полицейского или моржа, однако сотрудники музея помнят один случай 

 

кражи — тогда неизвестный прихватил с собой аиста. Деталей так много, что остаётся надеяться лишь на сознательность горожан: только на маленьком кусочке макета, военной базе, находится около 1 500 фигурок.

Как и в реальной России, здесь нередко случаются аварии. Например, поезд может сойти с рельсов из-за ошибок в передаче команды или приёме локомотива. В таких случаях операторы из центра управления видят поломку на карте и на экране камеры наблюдения и оперативно сообщают о ней техническому персоналу, находящемуся в зале.  

 

Национальный шоу-музей «Гранд-макет Россия»

ул. Цветочная, д. 16

Тел: +7 (812) 495−54−65

Время работы: ежедневно с 10:00 до 20:00
Цена билета: взрослый — 400 рублей, детский — 200 рублей
Аренда аудиогида — 150 рублей
Для посетителей с ограниченной подвижностью музей оборудован подъёмной платформой

www.grandmaket.ru