Площадь перед Павелецким вокзалом наконец-то открылась. Вот как она выглядит
17 сентября в Москве открыли большую часть Павелецкой площади, которая закрылась в 2007 году. Почти полтора десятилетия площадь перед вокзалом была скрыта забором — предполагалось, что вместо нее, по аналогии с площадями перед Курским и Киевским вокзалами, появится торговый центр. Однако стройка затянулась, страна пережила несколько финансовых кризисов, девелопер покинул проект, и в итоге три года назад заброшенный котлован передали строительной компании «ПИК». Которая и возвела на его месте подземный торговый центр «Павелецкая плаза» (помесь «Охотного ряда» и «Зарядья») с благоустройством на его крыше — в которую и превратилась Павелецкая площадь. Торговый центр откроется к концу 2021 года, а вот благоустройство площади можно оценить уже сейчас.
В это довольно сложно поверить. За 14 лет, прошедших с озаборивания Павелецкой площади (экс-Саратовская и экс-Ленинская: на Павелецкий приходил траурный поезд с телом Ленина, сейчас состав стоит чуть сбоку от вокзала — там музей РЖД), успело вырасти целое поколение людей, которые не знают, что она вообще существует. Забор там в принципе был последние лет 50 — в восьмидесятые сам вокзал и площадь перед ним были закрыты почти десять лет из-за реконструкции, потом площадь вытеснила стихийная парковка, в нулевые — снова стройка. И если в предыдущей инкарнации благоустройство площади было модельным для восьмидесятых — газоны, лавочки, массивные фонари под стать реконструированному в модернистском духе вокзалу — то нынешнее можно назвать образцовым для России десятых–двадцатых.
В первую очередь потому что это, конечно, про деньги. Понятно, что «ПИК» заинтересовался этим проектом из-за возможности построить торговый центр — все-таки несколько десятков тысяч квадратных метров в центре Москвы на дороге не валяются. (Впрочем, они скорее под ней зарыты — ТЦ уходит в землю на 40 метров). Из-за этого — все плюсы и минусы площади.
Плюсы очевидны — городу вернули площадь. Для того, чтобы дойти от вокзала к остановке автобусов «Б» на Садовом теперь не нужно наворачивать круги вокруг стройки. Само здание вокзала стало видно со стороны. Трамвайную остановку переместили прямо к выходу из него — случай вообще беспрецедентный, на старых московских вокзалах удобнее пересадки на наземный общественный транспорт, пожалуй, и не найти.
Минусы не менее понятны. Для разработки проекта «ПИК» нанял американское бюро 5+ Design, специализирующееся на таких же примерно полукоммерческих, полуобщественных проектах: они занимались дизайном фасадов ТПУ «Саларьево» и «Котельники» и проекты разных ТЦ в России, Китае и Турции. И, хотя в российском бюро «Апекс», которое занималось адаптацией концепции американцев (они также разрабатывали планы все тех же «Саларьево» и «Котельников»), утверждают, что видят Павелецкую площадь как продолжение «значимых общественных пространств от Таганской площади к Серпуховской и Калужской площади, а также парку Горького», здесь почти ничего не дает забыть, что это все же коммерческая вещь.
Да, появился проход от вокзала к автобусам, но для этого нужно преодолеть несколько лестниц и попетлять между фонтаном и будущими входами в ТЦ — навигация в этом плане не совсем очевидна. Да, есть лавочки и даже модный в последние пару сезонов амфитеатр — но на всем этом неудобно сидеть: лавочки в форме капель — это явно отдушина для дизайнеров, а не для тех, кто хочет отдохнуть с дороги, а до амфитеатра еще надо дойти. Да, появились деревья и кустарники, но, кажется, только для того, чтобы скрыть технические сооружения, обеспечивающие работу ТЦ: шахты, трубы, тумбы. Есть качели и деревянные лежаки, но они слишком близко к шумному Садовому. Про безбарьерную среду — и это в районе вокзала, где каждый третий с чемоданом! — демонстративно забыли: на трамвай без преодоления лестниц еще можно сесть, а вот дальше на площади начинаются проблемы — до автобусов на Садовом можно добраться только в обход или через пару лестниц.
К самой площади явно нужно сделать больше наземных пешеходных переходов. Сейчас она видится не только, как предполагают проектировщики, продолжением пешеходного маршрута от Таганки к Парку Горького, но и началом пути от Павелецкого куда-то в сторону центра Замоскворечья. По земле при этом в ту сторону с самой площади попасть нельзя, хотя нормальный переход существует с другой стороны Кожевнической улицы.
Наконец, это слишком усредненная архитектура: представить это полу-«Зарядье», полу-«Охотный ряд» можно в любом месте Москвы (или Китая, или Турции), но здесь-то речь идет о древнем Замоскворечье, можно было как-то отдать дань району. (Отчасти это было сделано — раньше на площади, как и в случае с Киевским, был рынок, но ТЦ с сетевыми заменами это, конечно, не продолжение этой традиции, даже близко). Это место оживет, конечно, уже ожило, слишком долго оно было выключено из города, чтобы люди оставили это незамеченным, но можно было и лучше.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.