В зоне риска: Доходный дом в Пожарском переулке The Village продолжает серию материалов о московских исторических домах в зоне риска. В новом выпуске — доходный дом в Пожарском переулке.
Название: доходный дом архитектора Н. Д. Струкова
Адрес: Пожарский переулок, дом 3 и 5
Что находилось: жилой дом
Что планируется: многофункциональный комплекс с подземной стоянкой
Интенсивная застройка района вокруг Остоженки началась лишь в 1896 году, причем Пожарский переулок тогда назывался Савеловским, по фамилии жившего тут домовладельца. В 1902 году архитектор Николай Струков, яркий представитель стиля модерн, спроектировал на месте снесённой деревянной постройки четырёхэтажный доходный дом — правда, затем проект изменили, и этажей осталось только три.
В 1930-е годы территория, прилегавшая к Остоженке, была зарезервирована под строительство Дворца Советов на месте разрушенного храма Христа Спасителя. Дворец так и не возвели, однако эта заминка спасла историческую застройку. В 1990-е здесь развернули масштабное строительство, дома 3 и 5 расселили, причем последний пережил пожар. По распоряжению мэра Юрия Лужкова на их месте был запланирован офисно-жилой комплекс с подземной парковкой общей площадью почти 5 000 кв. метров.
| Александр Можаев, координатор общественного движения «Архнадзор»: «Все, кто знает старую Остоженку, эти домики знают, любят и жалеют: такой рядовой застройки в Москве осталось мало, потому что было принято сохранять только шедевры архитектуры. Остоженка была очень модной среди инвесторов. Дом 5а — элитная по понятиям 90-х новостройка. А вообще это очень красивый переулок, он спускается прямо к набережной. В 70-е годы эта часть Остоженки была признана заповедной зоной, несмотря на то что про саму улицу в путеводителях того времени писали только в рамках памяти революционных боёв 1917 года. Однако не было никакого регламента, и определение, что такое заповедная зона, ничего не значило. Именно поэтому с Остоженкой произошло то, что произошло: остались какие-то отдельные памятники, но историческая двухэтажная среда не сохранилась. Вокруг всё уже совершенно другое, и это остается единственным напоминаем того, как эти домики карабкались по переулку сто лет назад, когда их было не два, а много. С лужковской точки зрения, это стопроцентная рухлядь и смысла ставить ее на охрану не было». |
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.