Еще в 2002 году было установлено, что Круговое депо имеет право на защиту со стороны Москомнаследия. Однако компания «РЖД» давно покушается на охранный статус здания, называя его «новоделом». Через участок, который сейчас занимает депо, «РЖД» планировало построить четвертый главный путь на участке Москва — Крюково. 

Для защиты старинного здания провели экспертизу, которая установила, что депо действительно можно считать памятником архитектуры XIX века. По словам руководителя экспертизы Андрея Баталова, в советские годы депо было безобразно перестроено. Однако здание можно привести в то состояние, в каком оно находилось до 1960-х годов.

Важность Кругового депо признают и западные историки архитектуры. В его защиту, например, высказывался руководитель программы по сохранению исторических памятников Колумбийского университета профессор Эндрю Долкарт. Он отметил, что «это важнейшее сооружение, которым должен гордиться любой город мира, прошедший индустриализацию в XIX веке». Профессора крайне возмутило то, что кто-то может разрешить снос. По словам Долкарта, старое Круговое депо может не только быть памятником архитектуры, но и представлять практический интерес. В пример он привел здание Центрального вокзала Нью-Йорка, в котором, помимо депо, открыли торговый центр.

Напомним, что Круговое депо было построено в середине XIX века известным архитектором Константином Тоном. Сооружение было настолько уникальным, что по его образцу возвели немало похожих депо в Европе и США.


В зоне риска: Круговое депо Ленинградского вокзала
Прямая речь: Сергей Абрамов о реконструкии вокзалов
Фото: Настя Цайдер