Точное количество баров на улице можно подсчитать по кучкам посетителей, вышедших на перекур. Чем больше кучка, тем больше заведение — удобный ориентир, когда ищешь место для компании в незнакомом городе. Тот факт, что в Хельсинки запрещено курить во всех кафе и ресторанах, нас ничуть не удивлял. Финляндия повёрнута на здоровом образе жизни: в парках бегают, в «Макдоналдсе» готовят бургеры из ржаных булок с отрубями, в пивной можно заказать стакан молока, курить нельзя даже на собственном балконе. Представить, что в Киеве вдруг запретят курить в барах — как в Европе! — и все покорно будут выходить с сигаретой наружу, до недавнего времени было тяжело.

«Что-нибудь придумают», — этим заканчивались почти все разговоры на тему грядущего закона, полностью запрещающего курение табачных изделий, кальянов и электронных сигарет в местах общественного питания. Мало кто верил, что документ примут, что он будет запрещать курение даже в барах, во всех, без вариантов, навсегда. 16 декабря закон вступил в силу, но скепсис не улетучивался. «Не может быть, владельцы что-нибудь придумают», — недоверчиво морщились все, кроме самих владельцев. В газетных комментариях большинство киевских рестораторов признавались, что ничего придумывать не собираются, максимум утеплят летние площадки и расставят там урны-пепельницы, и вообще они всячески поддерживают новый закон: наконец-то в заведениях запахнет едой, а не табачной копотью, и за столики сядут гурманы, семьи с детьми, беременные и астматики.

 

 

 

В Киеве конфликтовать начали
не бизнесмены и политики,
а противники курения и заядлые курильщики

 

 

 

Некоторые, впрочем, не стеснялись прогнозировать падение собственных оборотов. Владельцы круглосуточных баров запереживали, что их клиенты заново изобретут квартирники, держатели кофеен — что американо без сигарет не продастся, управляющие кальянных — что завтра им действительно нужно будет искать новую работу. Опасения вполне обоснованные: в прошлом году в Болгарии после вступления в силу аналогичного запрета обороты заведений общепита снизились на 40 %. Несколькими годами ранее бельгийские рестораторы выходили на акции протеста, заявляя, что ужесточение антитабачных норм обернётся для них падением доходов на 30–50 %.