Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
В Россию профессия «трезвого» водителя пришла не так давно. А в мире ее история насчитывает не одно десятилетие. В совместном проекте с пивоваренной компанией AB InBev Efes мы поговорили с «трезвым водителем». Выпускник МГУ, он основал свою компанию, сотрудники которой помогают благополучно добраться до пункта назначения тем, кто выпил, и рассказал о разговорах с клиентами, их любимых песнях, «девятках», «Майбахах» и черных списках.
Александр,
индивидуальный предприниматель, «трезвый водитель»
Я окончил МГУ, знаю английский и арабский языки, работал в разных компаниях, делал свой бизнес, а потом пришел в такси. Это было давно, еще до появления агрегаторов, тогда мы работали с диспетчерами. Они знали: если водитель опытный и надежный, ему можно поручить не только простое «отвези-привези», но и задания посложнее. Я отвозил что-то как курьер, встречал и показывал Москву иностранцам, попадались и заказы «трезвого водителя». Сейчас я ушел из такси и работаю как индивидуальный предприниматель: нанял еще нескольких «трезвых водителей», даю рекламу и объявления, и так нас находят новые клиенты. Многие «трезвые водители» совмещают эту работу с какой-то еще — делают мелкий ремонт, занимаются строительством и могут даже посидеть с ребенком. Я параллельно беру письменные и устные переводы, занимаюсь репетиторством.
Где-то 20 % ситуаций, когда человеку нужны услуги «трезвого водителя», происходят так: он приехал за рулем — на личной или служебной машине — в офис, в гости к родственникам, в бар посидеть-поболтать с друзьями. Слово за слово, в какой-то момент решили выпить по кружке пива, отметить удачный проект бокалом шампанского или вина. И это самые опасные случаи. Пьяный в стельку за руль сесть даже не попытается, он лучше ляжет спать, а вот легкий алкоголь в небольших дозах создает иллюзию, что у тебя все под контролем и ты вполне можешь ехать за рулем. Но на самом деле даже в состоянии легкого опьянения реакция замедляется, зрение падает, это все наслаивается на общее состояние организма — усталость, стресс.
Большая часть заказов приходится на вечер четверга, пятницы и субботы. Спрос держится до понедельника, а иногда и до вторника. Дальше наступает затишье, вплоть до полной остановки работы — по будням народ почти не гуляет. Но я работаю не только как «трезвый водитель». Еще берусь и за перегон автомобилей на дальние дистанции — приходилось гонять машины даже в другие города и проезжать по тысяче с лишним километров.
Бывает такое, что я приезжаю забирать человека, а он думает, что уже протрезвел, пока я добирался. Его друзья или родственники начинают уговаривать не садиться за руль, но если это мужчина, то он может включить альфа-самца: «Машина дорогая, я уверен в себе!» Как-то видел даже, как мужчина c женщиной чуть ли не с кулаками друг на друга набросились — так активно она не пускала его за руль. Но в итоге они помирились, любовь победила, и мужчина поехал со мной. Таких людей, которые рвутся ехать самостоятельно, немного — примерно 5 %. У меня для них есть хороший аргумент: даже если ты отличный водитель и абсолютно уверен в своих силах, вокруг тебя полно водителей плохих и неопытных. В случае аварии кого всегда признают виновным? Того, кто выпил. Пускай ты даже стоял на светофоре и твоей машине кто-то влетел в зад, виноват будет не он, а ты.
Когда клиент звонит и сомневается, я всегда объясняю ему, что за руль ему не надо садиться в любом случае. Если лично я его чем-то не устраиваю, даю телефон другого водителя. Если клиент находится где-то далеко от меня и не хочет ждать, советую обратиться в крупные компании. В крайнем случае можно взять такси, а за машиной вернуться позже. Главное — не ехать самому. Есть клиенты, которые пользуются моими услугами уже восемь лет. Я уже знаю, что человек часто гуляет, например, по пятницам, могу сам ему позвонить и узнать, не нужна ли помощь. Тут общение должно происходить очень осторожно, даже нежно.
Но случаются и другие ситуации — пока я ехал, человек продолжил пить. Я на месте, а он спит беспробудным сном и не берет трубку. Я недавно так поехал за клиентом в Истру на такси, потратил 2 тысячи, а человека на месте не было и трубку он не брал. Звоню ему на следующий день, говорю: «Как же так? Мы с вами договорились, я потратил на такси 2 тысячи, примчался через 40 минут!» А он отвечает: «Я был пьян, ничего не помню. С кем уехал, не знаю, поэтому платить не буду». Но мы с этим человеком будем дружить в любом случае. У нас вообще черных списков нет. Потому что если их вести, то там окажется 80 % клиентов: один заснул и не вышел из дома, второй уже на такси уехал, третий буянил.
Я считаю, что «трезвым водителем» не сможет работать человек вспыльчивый, негибкий. Большинство клиентов ведут себя прилично, но бывают и неприятные ситуации. Как-то клиент попросил высадить его по пути, потом довезти до дома его друга и вернуться, чтобы припарковать машину. Сам клиент вышел без проблем, а вот друг набрался конкретно. Всю дорогу он спал, а когда мы подъехали к его дому, наотрез отказался выходить. Говорит: «Это не твоя машина!» Я ему объясняю, что я «трезвый водитель», машину не угонял, показываю документы. Но он был настроен со мной спорить и даже драться, пытался сесть за руль. Я успел выскочить, заблокировать все двери, а сам от него убежал и спрятался во дворе. Мимо проезжали полицейские, заметили меня и стали расспрашивать. Хорошо, пока я разговаривал с ними, мой пассажир все же ушел домой. Надо понимать, что наши клиенты — это не какие-то плохие люди. Они просто находятся в разной степени опьянения, и на это приходится делать скидку, подстраиваться под каждого: с кем-то ты «братан», а с кем-то «здравствуйте, спасибо, пожалуйста». Так что у нас на работе бывает целый театр, а иногда даже цирк.
Случается, что человека по дороге сильно тошнит и он просто не может дальше ехать. В таких случаях я всегда останавливаюсь в безопасном месте, предлагаю немного погулять на свежем воздухе. Но вообще я к такому готов: всегда приезжаю с сумкой, и там у меня для подобных случаев много что есть — салфетки, пакеты, лекарства. Если я чувствую, что дело зашло далеко, то предлагаю вызвать скорую. Но за восемь лет работы, к счастью, ни одного тяжелого случая не было. Бывает, что человек едет и кричит: «Везите меня скорей домой, я сейчас умру!», на следующий день звонишь ему, а он не просто выжил, а пошел на работу.
Клиенты «трезвых водителей» ― это совершенно разные люди с разными доходами и на разных автомобилях. Кто-то возвращается с детьми с семейного праздника и просит ехать строго 60 километров в час по МКАД в правом ряду. А другие, наоборот, садятся в машину, врубают музыку на всю громкость, так что не знаешь, куда деваться. Душа просит праздника, они кричат: «Давай, гони!», но приходится им отказывать — мы не нарушаем. Иногда требуют продолжения банкета — достают алкоголь, закуски и, наоборот, просят ехать как можно медленнее, чтобы ничего не расплескать. Песни тоже поют, вот только недавно слушал в исполнении пассажиров казачью песню «С нашим атаманом не приходится тужить...».
По дороге обсуждаем самые разные темы — от личной жизни до научных открытий. Но вот на жизнь жалуются редко. Это если человек выпил и сидит где-то на улице под дождем, у него нет дома или его там не ждут, то он будет жаловаться. А у моих клиентов все хорошо. В конце поездки я всегда благодарю их от имени компании за правильное отношение к ПДД, соблюдение законодательства, осознанность и безопасность их личную и других участников движения.
«Трезвому водителю» нужно знать любую машину, коробку передач, двигатель, габариты. Сегодня ты едешь на древней «девятке», а завтра на «Майбахе» — мне попадались и те и другие. Я сторонник предсказуемой езды — не нарушать скорость, не разгоняться, резко не тормозить и не перестраиваться. Мне приходится заботиться и о самом клиенте, и о его имуществе.
Я сам, конечно, могу выпить. Но случается это настолько редко, что самому пока услугами «трезвого водителя» пользоваться не приходилось. Но вообще я считаю нашу работу важной. Кто-то говорит, что мы помогаем выпившим или ГИБДД, но глобально мы помогаем всему обществу. Иногда вижу новости, что какой-то человек поехал нетрезвым за рулем, попал в аварию, были жертвы, и думаю: «Зачем? Поездка с комфортом на твоей же машине с трезвым водителем за рулем тебе бы обошлась в 1 400 рублей!»
0 %, потому что я так хочу
Формирование культуры ответственного потребления алкоголя — важная социальная задача. Пивоваренная компания AB InBev Efes уже несколько лет поддерживает инициативы, направленные на ее укрепление, а также говорит о таких проблемах, как чрезмерное употребление алкоголя и вождение в нетрезвом виде. Компания не просто поднимает эти вопросы, но и ищет пути их решения. Например, популяризует потребление безалкогольного пива. На глобальном уровне AB InBev Efes поставила перед собой цель довести в своем портфеле долю слабоалкогольного и безалкогольного пива до 20 % к 2025 году.
Кроме этого, AB InBev Efes проводит ряд мероприятий в рамках Всемирной недели ответственного потребления пива. В этом году вместе с сервисом городской мобильности «Ситимобил» и сетью супермаркетов «Перекресток» запущена социальная кампания, направленная на продвижение идеи ответственного потребления алкоголя и недопустимости вождения в нетрезвом виде. Акция продлится с 17 сентября по 10 октября и будет включать широкую информационную кампанию, а также различные активации и розыгрыши. Так, при покупке безалкогольного пива в сети магазинов «Перекресток» потребители получат скидку на продукт и промокоды на поездки с «Ситимобилом», а также возможность выиграть главный приз — электросамокат. Важной частью кампании станет запуск информационной онлайн-платформы AB InBev Efes. На ней пользователи найдут полезную информацию о влиянии алкоголя на организм и принципах ответственного потребления, познавательные материалы об истории возникновения и технологиях приготовления безалкогольного пива.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕМатериал подготовлен
при поддержке