Дом закрытых дверей: Что происходит в московских спецприемниках Порядки учреждения, куда попадают за митинги, твиты и езду в пьяном виде
Сесть на 15 суток в России несложно — порой для этого достаточно сходить на митинг или опубликовать несколько твитов. Все осужденные на административный арест попадают в спецприемник. За 2016 год в них побывало больше миллиона россиян. А сотрудники штабов Навального суммарно получили около 5 тысяч суток — почти 14 лет ареста. Спецприемник — это тюрьма мягкого режима, где варят чифир и спят на железе, а в туалет ходят в дырку в полу рядом с кроватями. Сотрудники спецприемника называют его «пионерским лагерем для взрослых» или «криминальным детским садом». The Village пообщался с отсидевшими москвичами и составил коллективный портрет трех спецприемников столицы.
Текст
Иллюстрации
Порядки спецприемника
Уголовников в спецприемнике встретить несложно. Музыкант известной московской группы Егор вспоминает, что один из его сокамерников раньше «сидел по-настоящему». В спецприемнике он держал сухую голодовку и научил Егора разным полезным вещам: например, как сделать кипятильник из двух кусочков оголенного провода у люстры, крышки от шпрот и карандаша. Или как заварить бражку — набить в емкость кучу черного хлеба, налить воды и поставить около батареи. Спустя несколько дней получится что-то типа кислого кваса, который «веселит».
«Мелкие уголовники с тюремным прошлым попадают в спецприемник за какую-нибудь мелочь типа пьяной выходки. Их стараются селить отдельно. Уголовная камера выглядит мрачнее, сидельцы колоритнее, порядки — более зэковские. По ночам могут чифир варить в сворованной днем из столовой кружки и буянить. Если им что-то нужно, долбят в дверь без всякого уважения к системе и сиплыми голосами зовут надзирателей: „Начальник! Нарды принеси из первой!“» — вспоминает диджей Сергей Голиков.
Известный оппозиционер Ильдар Дадин в интервью «ОВД-Инфо» рассказывал о дедовщине в первом московском спецприемнике. По словам Дадина, «имеющие криминальное прошлое» заключенные держали камеру: руководили построением и командовали внутри «хаты». Когда кто-то из этих людей освобождался, он передавал свои «полномочия смотрящего за камерой» ближайшему единомышленнику. «Эти смотрящие могут и подшучивать, и унижать человека — это считается нормальным <…>, — рассказывал Дадин. — Я думаю, что это происходит при поощрении администрации — так же, как дедовщина поощряется офицерами: им так проще дисциплину поддерживать, с помощью страха проще контролировать людей, чем с помощью порядочности, или устава, или еще чего-то». Дадин также сидел во втором спецприемнике, где у него произошел конфликт с курящими заключенными.
Московские спецприемники
Адрес: Симферопольский б-р, 2г
АДРЕС: ул. Мневники, 6, корп. 2
Спецприемник в здании ОМВД России по району Бирюлево-Западное
АДРЕС: ул. Харьковская, 1б
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.