Кто создал сайт FindClone, который ищет людей по лицу и деанонит силовиков У каждой технологической революции есть свои герои
— Надо размыть лица жены и ребенка. А так, да, устройте ему звездный чаc.
Кулишов Сергей Валерьевич, подполковник. Я нашел его в два клика и отхлебнул из чашки: 27 июля, здесь, в кафе, играет музыка из лифтов, едят лапшу, а за окном полицейские зачищают бульвар — это значит избивают людей. Другой наш репортер, Андрей, работает в самой гуще толпы: он описывает Кулишова как «низкого мужчину в белой кепке, с лицом ребенка». Сегодня подполковник решил не надевать форму, ведь ему с подчиненными предстоит задержать тысячу триста семьдесят три человека — больше, чем на любой другой протестной акции в России за 26 лет. Он сделает этот день историческим, но не хочет, чтобы его заметили. Пробегая через толпу, подполковник указывает пальцем на случайных людей, а через секунду ОМОН заламывает им руки. Андрей погнался за ним по переулку с камерой: «Кто вы такой? Да кто вы такой?!». «Мужчина с лицом ребенка» не ответил, но это было уже не важно — теперь его лицо было у меня.
Дальше все журналисты делают одно и то же, никакого секрета. Берешь стоп-кадр, заходишь на FindClone.ru, загружаешь картинку — мгновение — поиск выдает страницы похожих людей во «ВКонтакте» с именами, ссылками, фотографиями с семьей у бассейна. Скандальные проекты по деанонимизации силовиков — «Русский слон», «Сканер», «Глазок» — все делают то же самое — просто пробивают через FindClone.
За полгода работы сайт взлетел до миллиона просмотров в месяц. Как и его предшественник FindFace, он уже стал национальным достоянием: такого публичного сервиса нет больше нигде в мире. Было лишь вопросом времени, когда его начнут использовать для политики. Редактор The Village Кирилл Руков нашел тех, кто его создал.
Текст
Кирилл Руков
Математики из Дагестана
Гаджи Саидов и Юрий Зданович — ученые до мозга костей. Вместе учились в Махачкалинском физико-техническом лицее до 2002 года, позже уехали в Москву и поступили в разные институты (МФТИ и МИРЭА), но дружбу сохранили. «Есть люди, которые в детстве садятся за пианино и понимают, что ничем другим заниматься уже не смогут. Мы такие же ребята, только открыли в школе учебник по математике, — рассказывает Гаджи. — Это теперь склад ума, когда идешь по улице и видишь сечения, считаешь угол, под которым деревья растут. Профессиональная деформация: человек разговаривает со мной, а я раскладываю его лицо на параметры. Могу всем распедалить, какие матрицы лучше всего, почему такое-то отображение N-мерного пространства в манифолд — какое красивое слово, да? — почему оно ведет нас в никуда и так далее. С удовольствием ходил бы кругами по кабинету и просто думал. Я кайфую от этого. А сейчас приходится возиться с бумагами и вникать в какие-то юридические стороны контрактов», — создатель FindClone нескромно жалуется: у команды уже появились первые заказы от бизнеса на системы распознавания лиц, вот-вот подпишут контракт с сетью бутиков.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.