История женщины, которая после родов узнала про свое биполярное расстройство
После рождения дочери Мария чувствовала, что ей «плохо внутри», а потом просто разучилась спать. Обратилась к врачу. Так узнала, что перемены настроения, которые она замечала за собой еще с подросткового возраста, оказались биполярным расстройством. О материнстве с диагнозом и решении завести второго ребенка Мария рассказала автору The Village Марии Семеновой.
«Все, что я могла, — лежать»
«Обычное материнство — это бег с препятствиями, а материнство с биполярным расстройством — это будто тебя выкинули посреди леса без всего, и надо выжить», — говорит Мария из Новосибирска, мать двухлетней Вари (имя изменено. — Прим. ред.).
Серьезные признаки болезни появились после рождения дочери. Мария родила в марте 2020 года и оказалась в социальной изоляции: шла первая волна коронавируса, закрылись магазины и кафе, опустели улицы, люди проводили вечеринки в зуме. Мария отнеслась к материнству с «синдромом отличника»: приучала дочь спать по часам, искала развивающие игры для младенцев, но заметила, что от недели к неделе ей все труднее.
Она не хотела подходить к ребенку, трогать его. Женщине было «плохо внутри». «Представьте состояние, будто у вас тяжело заболел близкий человек — только ничего не случилось, у этого чувства нет причины», — говорит Мария, которая читала, что после родов нормальны перепады настроения, поэтому не сразу поняла, что с ней что-то не так. Вечером, когда муж приходил с работы, она сразу же отдавала ему ребенка и лежала, глядя в потолок. Муж думал, жена просто устает.
Когда дочери исполнилось два с половиной месяца, у Марии пропал сон — ночами она смотрела в потолок, спала в лучшем случае полтора часа. Состояние «плохо внутри» превратилось в «выйти в окно». После двух бессонных ночей Мария записалась к психиатру. Врачи решили, что у нее послеродовая депрессия, прописали антидепрессанты и транквилизаторы. К Марии вернулся сон. Но вау-эффекта, которого Мария ждала от антидепрессантов, не случилось. Депрессивные состояния накатывали волнами — их невозможно было контролировать.
Дочь плакала и кричала, а я — что самое ужасное — ничего не делала
«Я не понимала, что происходит, вроде бы я пью таблетки, все правильно делаю, а депрессия не проходит. Иногда, наоборот, случались подъемы настроения — в этот момент мне казалось, что все хорошо, никаких проблем нет. А потом все сначала», — рассказывает она.
Родные упрекали Марию в лени и пытались расшевелить. Летом Мария вместе с ребенком и мужем переехала на дачу к своим родителям. Ее отец и муж по утрам уезжали на работу и возвращались вечером. «Папа говорил: „Пока меня не будет, тебе надо сварить суп, потому что есть нечего“. А все, что я могла тогда делать, — просто лежать. Папа решил, что я ленюсь, надо меня заставлять вставать с постели и делать домашние дела, а то я все просплю и ребенком заниматься не буду. Родственники упрекали: „Как у тебя грязно, почему ты ничего не делаешь? Вот бы мне, как тебе, муж готовил“», — рассказывает она.
Но муж Марию поддержал. Когда узнал, что у жены депрессия, сказал: «Так вот что с тобой было, будем лечиться» — и взял на себя работу по дому.
«Я супергений, все будет классно»
Для людей с биполярным расстройством нежелательна монотерапия антидепрессантами — препараты могут перебросить из депрессии сразу в гипоманию — состояние, когда человек становится чрезмерно активным, при этом ему может быть сложно удерживать внимание, он может совершать импульсивные поступки.
В период гипомании Мария забрала документы из мединститута (она училась на момент беременности и взяла академический отпуск) и перевелась в педагогический вуз на химико-биологический профиль. В процессе устроила скандал в деканате — сейчас понимает, что вела себя неадекватно.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.