«Мы все получим дозу и заболеем раком» Как мусоросжигательный завод травит Некрасовку, отделываясь штрафами
Жители московской Некрасовки давно страдают и привыкли к вони с полигона «Кучино». Но вдобавок к нему несколько лет назад с крупнейшего в городе мусоросжигательного завода №4 в промзоне «Руднево» повалил кислотный фиолетовый дым — с тех пор токсичный запах регулярно распространяется на километры вокруг, а горожане жалуются, что им нечем дышать, особенно по ночам. Активисты и депутаты через суд пытаются закрыть завод, но он отделывается штрафами (остановить его работу в 2021 году требовал даже Ростехнадзор, но вместо этого «Хартию», которая арендует завод, оштрафовали на жалкие 200 тысяч рублей).
К 2030 году по всей России построят и модернизируют под мусоросжигание более 150 предприятий. Они появятся не только в Подмосковье и Татарстане, но и в курортном Сочи и нетронутой Арктике. Чтобы провернуть этот масштабный (и многомиллиардный) план, Госдума приравняла сжигание мусора к переработке. The Village узнал, есть ли смысл бороться с заводом, отравляющим Некрасовку, и объясняет, почему печи не спасут Россию от мусорного коллапса, а лишь сильнее навредят людям и природе.
Петиция против развития мусоросжигания в России
Как Некрасовка стала зоной отчуждения
От конечной станции «Некрасовка» новой розовой ветки метро до промзоны «Руднево» идти 20 минут — мимо бесконечных рядов типовых кубических многоэтажек, строительных площадок и пустырей. Один из них, заваленный пакетами, банками и обломками металла, расстилается как раз перед промзоной — и там тоже кипит стройка. Прямо под трубой крупнейшего в Москве мусоросжигательного завода № 4 возводят промышленный технопарк на 20 тысяч рабочих мест.
Помимо того, что в «Руднево» отчетливо пахнет помойкой при каждом дуновении ветра и грохочет строительная техника, здесь стоит оглушительный лай, который доносится из самого большого в городе муниципального приюта для безнадзорных животных. На его фоне стоит урна для раздельного сбора, почему-то привязанная к бордюру цепью.
Чтобы откреститься от постоянных жалоб местных на вонь с МСЗ №4, над входом в здание его администрации, где активисты раньше часто проводили пикеты, повесили табличку, которая в режиме онлайн высвечивает показатели по выбросам — 16 ноября (как, впрочем, и в другие дни, вопреки независимым проверкам жителей) они не превышают допустимых норм.
В ворота каждую минуту заезжает по мусоровозу. Только по официальным данным здесь жгут более 236 тысяч тонн мусора в год (чтобы понять масштаб, представьте, что весь этот мусор везет на завод поезд, состоящий примерно из 4 тысяч вагонов). Всё, что москвичи выкидывают в новые контейнеры в своих дворах, даже раздельно собранные отходы.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.