В России всё больше внимания обращают на солнечные батареи как альтернативный источник энергии — их используют на станциях общественного велопроката, в терминалах для зарядки мобильных телефонов и для освещения фондохранилища Эрмитажа. В прошлом году солнечные панели начал продавать магазин IKEA в дождливой Англии. The Village выяснил, как вообще солнечные батареи работают в городах, где количество солнечных дней в году часто не превышает пятидесяти. 

   

Денис Нечаев, сооснователь UTS — школы городских трансформаций Университета ИТМО

Сам по себе дождь не ухудшает работу солнечных батарей (существенно большие сложности вызывают осадки в виде снега). Но дождь сопровождается облачностью и пасмурной погодой, и они как раз и являются сдерживающими факторами для широкого применения таких установок. Коэффициент полезного действия батарей снижается — производство электроэнергии падает в разы по сравнению с тем, что было бы возможно в солнечную погоду. В связи с этим возможно несколько выходов из ситуации. Первый — радикально увеличивать площадь солнечных панелей, что будет негативно сказываться на сроке окупаемости таких проектов. Их размещение в историческом центре будет значительно сложнее согласовывать, так как большие панели будут серьёзно влиять на облик города. 

Другой выход — это использование накопительных аккумуляторов повышенной ёмкости, которые работают в сочетании с солнечными батареями. Накопленная солнечная энергия обеспечивает работу автономных устройств с низким уровнем энергопотребления. Аккумуляторы повышенной ёмкости как раз и используют в несолнечных городах, таких как Санкт-Петербург. В отсутствии солнца такие аккумуляторы могут обеспечивать работу установок от нескольких суток до нескольких недель. 

К слову, в Петербурге широко применяются подобные устройства — на нерегулируемых пешеходных переходах, остановках общественного транспорта для обеспечения работы информационных табло, на станциях проката велосипедов и так далее. Данный опыт показывает, что для определённых задач солнечной энергии хватает. В Москве ситуация аналогичная, только с поправкой на московские бюджеты — там на нескольких экспериментальных установках чуть ли не вся крыша заставлена солнечными батареями. Кроме того, в столице солнечных дней в году больше, чем в Петербурге. 

Кроме этих примеров, данные технологии найдут применение во всех областях, где традиционные схемы подключения к источнику электропитания оказываются невыгодными с точки зрения сроков и стоимости согласований, проектирования и реализации. Среди них такие ниши, как транспорт, «умные дороги». Солнечные батареи можно повесить на столб за 15 минут. Это самая перспективная область применения солнечных батарей в пасмурных регионах, где они не используются по прямому назначению и не могут использоваться из экономических соображений. Где солнечные батареи могут найти массовое применение в нашем городе, я не представляю.