Какие сны видят слепые люди? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные и неожиданные вопросы современности
Человек тратит на сон почти треть своей жизни и каждую ночь видит сны, даже если не помнит их после пробуждения. Причём сновидением считается восприятие не только визуальных, но и звуковых, тактильных и даже вкусовых образов. The Village узнал у эксперта и незрячих людей, какие сны снятся слепым.
София Кочнева
терапевт-сомнолог, помощница Романа Бузунова — заведующего Центром медицины сна ФГБУ «Клинический санаторий „Барвиха“» Управления делами президента РФ
Если люди лишены зрения с рождения и, соответственно, никогда не получали никакой зрительной информации, то они не «видят» сны, они их, скорее, чувствуют. Сновидения у таких людей ярче выражены через запахи, вкусы, тактильные эмоции и переживания, что компенсирует отсутствие визуального впечатления от мира. То есть это прямое отражение того, как слепые воспринимают внешний мир во время бодрствования, — через уши, руки и обонятельные рецепторы.
Зрячему человеку тяжело представить себе, как это происходит. Можно попытаться интерпретировать, закрыв глаза и сосредоточившись на внутренних ощущениях происходящего вокруг.
Все люди, как известно, видят сновидения во время быстрой фазы сна, когда глазные яблоки находятся в стадии постоянного быстрого движения. Эта фаза занимает немного времени и имеет у зрячих и слепых одинаковую продолжительность. То есть слепые люди видят абсолютно полноценные сны, их глаза точно так же движутся, когда они проходят стадию быстрого сна. Это абсолютно здоровые и полноценные сны с учётом поправки на зрение.
Что касается людей, которые ослепли в течение жизни, то в первые месяцы им снятся лица людей и обстановка, которая их окружала раньше. Но сон — это всего лишь информация, которую мы получаем в течение дня, просто во сне мозг выдаёт её в переработанном и часто искажённом виде. Поэтому, если человек ослеп 10–20 лет назад, он видит такие же сны, которые снятся слепому от рождения человеку.
Есть такой термин — проприоцептивная чувствительность. Он означает, что человек чувствует изменение положения своих конечностей в покое и в движении. Фактически у слепых это чувство развито лучше, поэтому во сне они могут находиться в состоянии постоянного совершения действия.
Сергей Флейтин
полностью ослеп
в 10 лет
Я не придаю снам слишком уж большого значения и не всегда обращаю на них внимание. Кроме того, нужно, наверное, уточнить, что у меня есть визуальный опыт. Я окончательно ослеп в 10 лет, так что адекватное представление об окружающем мире имею, хотя конкретные образы за столько лет уже поистёрлись. То есть до 10 лет я видел, но плохо. Читал, например, водя носом по книжке: у меня была очень тяжёлая близорукость. Когда я ещё не окончательно потерял зрение, сны мне снились цветные, в красках реальной жизни. И в интернате, где я учился, кое-кто даже считал это признаком ненормальности. Ну а мне, наоборот, казалось ненормальным то, что люди видят чёрно-белые сны.
Поскольку я уже больше тридцати лет ничего не вижу, сны стали смешанными. В них присутствует и мой нынешний опыт незрячей жизни, и опыт прошлой жизни — могут прорваться и какие-то зрительные образы, воспоминания. По-настоящему яркие сны мне снятся крайне редко. В основном это чистой воды биохимия, содержание которой определяется степенью усталости, переживаниями прошедшего дня или тем, что было съедено и выпито за ужином. Иногда может присниться что-то забавное, и тогда, если оно останется в памяти, я даже могу рассказать об этом близким. Но я никогда не занимался поисками сакральных смыслов или скрытых посланий в снах.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.