Что делать, если психолог сделал мне хуже? Оказывается, с точки зрения права мы почти не защищены
The Village Екатеринбург пообщался с юристами и психологом о том, что делать, если вы столкнулись с некомпетентной психологической помощью, которая только усугубила состояние. Они рассказали нам, какие законы защищают клиентов и почему лучше добиваться справедливости не через суд.
Как закон защищает клиента, который получает психологическую помощь
Мария Кирилова
адвокат Адвокатской группы Lawguard
Услуги психолога не являются медицинскими и, соответственно, не регулируются нормами об оказании медицинских услуг. Поэтому отношения между клиентом и психологом складываются на основании договора возмездного оказания услуг, права и обязанности по которому закреплены в 39 главе ГК РФ и в законе «О защите прав потребителей». Под услугой психолога понимается комплекс действий, который не носит овеществленного результата. Следовательно, при оценке качества оказания услуги оценке подлежат сами действия психолога.
Бремя доказывать недостатки оказанной услуги лежит на самом клиенте, что на практике вызывает трудности, поскольку доказать низкий уровень оказанной помощи практически невозможно. Поэтому можно сказать, что не предусмотрено никакой специальной ответственности для лиц, оказывающих услуги психологической помощи.
Единственное, что можно посоветовать, — внимательно подходить к выбору специалиста, которому доверяете свое эмоциональное здоровье и эмоциональное здоровье близких. Клиент вправе потребовать достоверной и необходимой информации о психологе и об оказываемой им услуге, изучить его достижения, награды, специализацию и образование. Данные действия помогут грамотно выбрать специалиста. Желательно составлять договор в письменной форме с максимально подробным указанием конкретных задач и методов, которые будут применяться в вашем дальнейшем сотрудничестве со специалистом. Это поможет в суде или в Роспотребнадзоре при доказывании факта ненадлежащего исполнения психологом своего обязательства.
Стоит ли обращаться в суд из-за некачественной психологической помощи
Кирилл Романовский
юрист, магистр частного права
Психолог — это человек с гуманитарным образованием, который не может оказывать медицинские услуги и проводить медикаментозное лечение. Если частнопрактикующий психолог наговорит неприятных слов на консультации либо причинит какой-либо моральный вред клиенту, то у него не будет эффективных способов защитить свои права.
Деятельность психолога очень похожа на предоставление информационных услуг — нет никаких четких критериев качества. По итогу консультации вы не получаете письменного заключения от психолога о состоянии вашего морального здоровья или аудиозапись вашей консультации. Из-за этого вы не можете прийти к другому специалисту или эксперту, который смог бы сделать заключение о ненадлежащем качестве полученной консультации. Без него вам будет практически невозможно доказать свою правоту в суде.
Если у вас все же есть какие-либо письменные доказательства или аудиозапись, то можно обратиться в суд и потребовать вернуть деньги за консультацию, а также компенсировать вам моральный вред. Тем не менее обращение в суд, скорее всего, будет экономически нецелесообразно.
Проблема в том, что суды взыскивают очень низкие суммы в качестве компенсации морального вреда. Максимум, на который вы можете рассчитывать — 10 000 рублей. При этом в большинстве случаев необходимо проводить экспертизу, которую вам придется финансировать. Цены на нее начинаются в среднем от 30 тысяч. В случае выигрыша вы можете потребовать компенсации этих расходов от проигравшей стороны, но суд может растянуться на год и потребуется адвокат, на которого также нужны расходы. Взыскать расходы на оказание юридических услуг с проигравшей стороны тоже возможно, но и тут есть подводные камни. Суды взыскивают очень маленькие суммы в качестве расходов на юриста или адвоката: обычно это около 10–20 тысяч рублей, несмотря на то, что услуги юриста стоят больше. В общем, если почитать всю возможную экономическую выгоду и разделить ее на длительность процесса, то, скорее всего, вы потеряете интерес к этой идее.
Как добиться справедливости без судебных разбирательств
Екатерина Салыгина
юрист и гештальт-психолог
Психологическая помощь, как любая иная услуга, подчиняется требованиям закона «О защите прав потребителей». А это значит, что у человека, обратившегося за ней, есть все те же самые права, как если бы он неудачно сходил к парикмахеру: он может попросить вернуть деньги, сделать скидку, расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненного вреда, в том числе морального. Все это можно сделать разными путями и не только подачей искового заявления в суд, но и претензионным порядком.
Если потребитель не столько хочет вернуть деньги, сколько наказать шарлатана, он может написать жалобу в этический комитет/ассоциацию, в которой состоит его психолог, либо в надзорный орган — Роспотребнадзор или прокуратуру. Существуют общие требования, которые принимаются всеми направлениями в психологии: профильное образование специалиста (высшее образование, второе высшее образование, диплом о профессиональной переподготовке), соблюдение конфиденциальности (например, я не могу без письменного согласия клиента выложить его историю в интернете), запрет на причинение физического вреда, оскорблений, клеветы, шантажа. Все перечисленное запрещено уголовным кодексом и является преступлением против личности. Если клиент столкнулся с чем-то, то об этом можно писать в жалобе или претензии. И жалоба, и претензия пишутся в произвольном виде. Только претензия подается исполнителю, и в ней будет указана сумма, которую потребитель требует вернуть. А жалоба подается в надзорный орган и включает требование провести проверку по факту нарушения прав потребителя.
Обложка: SHVETS / Pexels
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.