«Я живу на родине российских граффити» Жители спального района Екатеринбурга — о стрит-арте, взрывах у дома и кабельном ТВ 90-х
The Village узнал, как устроена жизнь в позднесоветском утопическом микрорайоне Екатеринбурга — МЖК, и окружающем его районе ЖБИ, городском гетто, где в конце 90-х появились первые в России граффити-команды и пионеры российского хип-хопа.
Микрорайон Комсомольский
Город: Екатеринбург
Административный район: Кировский
Годы застройки: 1980–1985
Этажность: 9 и 16
Население: 269 000 человек
Прежние названия: ЖБИ, МЖК
Социальное движение
молодежных жилых комплексов (МЖК)
широкомасштабнй социально-экономический эксперимент по созданию нормальных условий для жизни молодых семей в СССР.
История началась в 70-х и закончилась с перестройкой в 1991 году. Членов МЖК называли эмжеко́вец и эмжеко́вка; впервые социальную технологию внедрили в подмосковном наукограде Королеве, куда в 60–80-е годы съезжались молодые специалисты в области космонавтики со всей страны. МЖК стали своеобразной реинкарнацией конструктивистского коллективного жилья — в его полноценном, комфортном смысле. Уже на этапе проектирования городки предусматривали кафе и парикмахерские, досуговые и образовательные центры, объекты самообразования и технического творчества, клубы и концертные площадки. Самым известным за пределами Королева МЖК оказался жилой комплекс в Свердловске.
В 1998–2004 годах по всему городу рисовали человек 20, и было около четырех команд: «ЫЙЕ», DSC, TYK, чуть позже появились ArtError. Человек шесть рисовали вне команд. DED и SLAM из TYK, JONSON из «ЫЙЕ», DINK и Longer из Nonsence были именно с ЖБИ.
После развала советской утопии МЖК-1, благодаря крепкой локальной культуре, оказался одним из самых творчески плодовитых районов Екатеринбурга. Здесь, в окрестностях завода железобетонных изделий, первыми провели кабельное телевидение и построили супермаркет, открывать который приезжал лично Михаил Горбачев. В репетиционных студиях местных ДК репетировала группа «Смысловые Галлюцинации», у «Чайфа» здесь состоялся первый концерт, рэперы E. K. Playaz посвящают улицам ЖБИ свои треки. Для граффити-артистов Екатеринбурга, столицы российского стрит-арта, удаленный восточный район остается одним из самых безопасных для рисования мест, холофеймов.
Евгений Бурденков
заведующий научно-информационным отделом Музея истории Екатеринбурга
История свердловского района МЖК-1 началась в январе 1977 года. Тогда на физико-техническом факультете Уральского политехнического института (теперь — УрФУ) прошло обсуждение статьи «Книга новоселий на проспекте Королева» из «Комсомольской правды». В статье описывали опыт строительства жилого комплекса в подмосковном наукограде Калининграде (теперь — Королеве). Чтобы изучить вопрос подробнее, студенты создали инициативную группу из комсомольцев УПИ, УНЦ и Главсредуралстроя. Группа отправилась в командировку в Подмосковье, а по возвращении начала прорабатывать возможность строительства МЖК в Свердловске: готовить данные для проектирования, искать архитекторов, отбирать желающих принять участие в социальном эксперименте, консультироваться с горкомом КПСС и директорами предприятий, которые смогли бы поддержать строительство комплекса.
5 мая 1978 года Свердловский Горисполком принял решение отвести для строительства МЖК земельный участок вблизи завода железобетонных изделий на востоке города. Власти создали оргкомитет и штабы при предприятиях, которые решили поддержать смелое молодежное движение. Председателем оргкомитета стал Евгений Королев, сумевший убедить в необходимости строительства Бориса Ельцина, тогда первого секретаря Свердловского обкома КПСС. В ноябре 1979 года проект свердловского МЖК, созданный архитектором Барабановым, направили на рассмотрение в Госстрой РСФСР.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.