«По-видимому, теперь мы будем пить кофе попроще» Исполнительный директор Sibaristica — о том, что происходит с кофе в России
В России после начала «спецоперации» выросли цены почти на все продукты питания, включая те, которые производят внутри страны. Главные причины — санкции, усложняющие логистику, уход зарубежных компаний, ажиотажный спрос и снижение курса рубля.
The Village уже рассказывал, как изменились цены в супермаркетах, с какими сложностями сталкиваются рестораторы и что ждет российский рынок крафтового пива. А теперь мы решили разобраться с кофе. О том, как уже изменились цены на зерно, насколько подорожают напитки в кофейнях и какой кофе теперь будут пить россияне, мы поговорили с исполнительным директором петербургской кофейной компании Sibaristica Ильей Сорокиным.
О проблемах с логистикой
Сейчас основная проблема кофейной отрасли связана с логистикой. Производители из Африки, Южной и Центральной Америки готовы продавать кофе, а мы здесь готовы его покупать, но есть сложности с доставкой. Обычно кофе доставляют в Россию морем, через порт Петербурга. После начала «спецоперации» в феврале 85 % всех морских грузоперевозок встало на стоп, а крупнейшие логистические компании, например Maersk, вообще решили уйти с российского рынка.
Долгое время поставки не осуществлялись вообще. Контейнеры, которые пришли в порты Роттердама и Гамбурга, где они перегружаются с океанских судов на морские, не выпускали, если видели точку назначения «Санкт-Петербург, Россия». Сейчас, насколько мы знаем от российских трейдеров, эти контейнеры начали понемногу вывозить фурами по земле.
Сейчас мы видим подорожание килограмма зерна где-то на два-три доллара по сравнению с тем, что было в январе
На самом деле, разные трейдеры оказались в разных ситуациях. В зависимости от того, какой у них был логистический путь. Те, у кого, например, склады в Литве, как возили кофе, так и возят. Но издержки в плане логистики есть и у них. Логистика стала дороже — это факт. И поэтому цена на зеленый кофе выросла. Сейчас мы видим подорожание килограмма зерна где-то на два-три доллара по сравнению с тем, что было в январе.
Многие трейдеры ищут новые пути ввоза, рассматривают разные варианты: через Турцию, Латвию, там тоже есть порты, а дальнейшую логистику можно осуществлять по земле. Мы, как и трейдеры, не отчаиваемся. Возить кофе будем, это будет дороже и, возможно, дольше, но новые линии, новые пути точно появятся.
О проблемах с оборудованием и упаковкой
Ситуация с оборудованием пока неоднозначная. Точного прогноза, что будет дальше, пока никто дать не может. Какие-то поставки продолжаются: например, ходовые кофемашины из Италии приезжают. Что-то все еще есть на складах. При этом какие-то менее ходовые позиции, запчасти для ремонта кофейного оборудования отсутствуют, и сейчас поставщики не могут назвать никаких сроков их поставки в Россию.
То есть у кого-то что-то приезжает, у кого-то — нет. При этом нужно признать, что на конец марта мы в большей степени пользуемся теми запчастями и тем кофейным оборудованием, которое все еще есть на складах у поставщиков.
С упаковкой пока проблем меньше. Например, пакеты печатаем в Китае. Поставки не прекращаются, нас уверяют, что и не прекратятся. Единственное, есть задержки. Сейчас поставка из Китая пришла с опозданием на три недели. Контейнер с пакетами для кофе не мог пройти таможню, долго держали. Как нам объяснили, причина — огромные очереди.
Упаковка подорожала из-за того, что повысился курс. Если раньше пакет для кофе стоил 30 рублей, сейчас это 45 рублей
Упаковка подорожала из-за того, что повысился курс. Если раньше пакет для кофе стоил 30 рублей, сейчас это 45 рублей. Теоретически можно было обратиться к местным производителям, но, увы, это тоже не панацея. Пленка, клапаны, зиплоки, краска — импортное, все это они покупают за валюту. Поэтому и местные производители тоже будут вынуждены поднять цены. Думаю, для пакетов это примерно 50 % от докризисной стоимости.
Наши дрип-пакеты фасуем в картонные коробки. Раньше их делали из импортного картона и с использованием импортной краски. Сейчас мы заменили картон на отечественный, но краска осталась импортная, так что и здесь есть небольшое подорожание. Это порядка 10 %.
То есть какие-то варианты замены на отечественные аналоги есть. Но насколько это поможет сократить издержки — вопрос. Все равно остается вопрос с оборудованием и комплектующими. Насколько мне известно, сейчас проблемы есть даже у производителей одноразовой посуды. У них тоже дикое повышение цен из-за нехватка сырья — в частности, это касается стаканчиков для кофе.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.