Тренды: Какими будут рестораны в 2019 году Дизайнеры интерьеров — о том, какие тренды уходят в прошлое и в каких интерьерах мы будем есть
Ресторанная индустрия постоянно меняется: появляются новые продукты, новые техники, что-то возвращается, а что-то уходит в прошлое. Вместе с гастрономией меняется и внешний вид ресторанов: тот интерьер, что был модным несколько лет назад, сегодня выглядит уже last season. Мы попросили дизайнеров интерьеров рассказать, какие тренды больше не актуальны и чего ждать от ресторанных интерьеров в следующем году.
Радикальный моноцвет и нарочитая старомодность
Ната Татунашвили
основатель бюро Nowadays
Проекты: кафе-бар «Искра», бар «Редакция»
Три года назад я рассказывала о новых тенденциях в ресторанном дизайне, альтернативах всерьез надоевшим клише вроде открытой кирпичной кладки, индустриальных светильников и общего состояния потертости. На удивление за это короткое время успели появиться вполне самостоятельные и заметные новые тренды. Интерьеры начали очищаться от мрака и патины, впустили в себя цвет и свет, глянцевые фактуры и дорогие материалы: мрамор, камень, бархат.
Эти приемы в итоге стали повсеместными, а мы получили новый набор надоевших штампов. Во-первых, латунь и терраццо в разных формах (лампы с латунными деталями, закрепленные на разной высоте, столы с латунными бортами, наливные полы с крупными кусками цветных камней или мелкой крошкой). Во-вторых, бархат ярких цветов: насыщенные зеленые (болотный или изумрудный) и глубокие синие на фоне терракотового и грязно-розового. Пожалуй, это то, что до предела насытило визуальный поток и точно теряет актуальность.
Моноцвет
Интерес к сильному цвету все еще остается, но уже не в избитых сочетаниях розового с зеленым, а во все более разнообразных и неожиданных комбинациях, как например Treves & Hyde в Лондоне. Очень много новых интерьеров выстраивается вокруг сложного, замысловатого сочетания цветов. Этот подход, доведенный до предела, перерос в отдельное популярное направление — радикальный моноцвет: любовь к цвету проявилась в интерьерах, залитых одним цветом с пола до потолка. Дизайнеры или используют один цвет для всех поверхностей, или прибегают к игре нескольких близких оттенков. Основная задача здесь — грамотно скомбинировать разные материалы, окрашенные в один цвет, чтобы создать ощущение тотального приема. Самый часто используемый материал — металл порошковой окраски: этот способ позволяет получить насыщенный цвет любого выбранного оттенка.
Эффект кино
Еще одна тенденция — нарочитая старомодность, как в Heroine в Роттердаме или Sulla Bocca di Tutti в Стокгольме. Это не налет ретро, который присутствовал в интерьерах из терраццо, бархата и латуни, а дословное воспроизведение стиля другой эпохи — 60-х, 70-х или даже 30-х годов, — создающее эффект кино или театральной декорации.
Нестандартное озеленение
Следующий явно прослеживающийся тренд — темный интерьер с необычным озеленением. Растения в интерьере давно стали банальностью, но здесь речь идет о невероятных решениях: огромные деревья, папоротники, зеленые композиции (даже конструкции) в сочетании с черным или темно-серым фоном и световых акцентах на зелени. Думаю, это началось с Potafiori в Милане — очень яркого места, построенного на противопоставлении нагромождения множества ярких цветочных букетов большим пустым поверхностям темно-серых стен.
Обособление
Прием обособления характерен скорее для ресторанов в исторических интерьерах. Наполнение ресторана — мебель, оборудование, декор — подчеркнуто отделяется от самого пространства и становится похоже на временные поп-ап-объекты.
Скандинавская нейтральность
Нейтральность в интерьере пока еще не теряет актуальности: это интерпретации скандинавского или азиатского минимализма в светлых тонах. Выверенные интерьеры переносят акцент с дизайна на еду, общение и прочие составляющие ресторанного опыта. Конечно, это не то чтобы что-то новое, но так все еще оформляют большинство открывающихся мест. Плюс в последнее время выделяется все больше интерьеров, решенных скорее как жилые пространства: например, Sticks’n’Sushi в Лондоне или Vinaria в Венеции.
Тотальный арт-объект
Ну и напоследок мое любимое — интересные и смелые пространства мощного тотального архитектурно-скульптурного жеста. Например, огромная зеленая бетонная решетка, организующая все пространство интерьера Times Square Diner.
Так как на полу всегда много утилитарных элементов и он обычно решается более конвенционально, тотальный определяющий интерьер жест чаще всего задается именно потолком — как, к примеру, в парижском отеле Les Bains, где глянцевая бордовая субстанция крупными каплями нависает над пространством ресторана. А самый яркий, пожалуй, — ресторан Enigma прицкеровских лауреатов прошлого года, каталонцев RCR: он сделан как декорация ледяного дворца из сказочного ретрофильма.
Поиск новой сложности
Андрей Адамович и Дана Матковская
бюро A2OM
Проекты: пиццерия Testa
Сегодня в Москве множество хороших мест, поэтому новым проектам необходима уникальность не только гастрономическая, но и атмосферная. Главная тенденция — стремление к поиску новой сложности: игра фактур, теней, цветов в элегантных формах. Уходят реди-мейд-объекты, под каждый интерьер создаются авторские элементы освещения, мебели и искусства.
Неповторимость атмосферы, которую рождает интерьер, создается за счет непривычных приемов. Барная посадка в пиццерии Testa и круглая стойка как главный элемент интерьера — подход нетрадиционный, но, как показала практика, успешный. Вместе с тем в интерьеры возвращаются вечные материалы: мрамор, штукатурка, терраццо — интепретируемые и обновляемые по желанию автора, они красиво стареют и погружают нас в атмосферу старых европейских кафе.
Для перегруженного информацией мира высока ценность того, что можно коротко и емко описать. Дизайнер Эшли Саттон реализовал за год три разных заведения в Гонконге (Ophelia, Iron Fairies, J. Boroski), каждое из которых удивляет и запоминается. «А ты был в том месте с бабочками на потолке?» — и все сразу понятно тому, кто был, и любопытно тем, кто не был. Инстаграмность интерьеров тоже в основном про это.
Цельность и минимализм
Ольга и Ирина Сундуковы
основательницы бюро Sundukovy Sisters
Проекты: Lucky Izakaya Bar, Community, Margarita Bistro
Мы разделяем все тренды на естественные и искусственные — мимолетные, которые навязаны модой или желанием продать нам новую мебель, свет или интерьер. Естественные же появляются сами собой, из-за перемен в жизни. И даже им мы стараемся не просто следовать, а предугадывать или предчувствовать их: какие тренды останутся актуальными и какие придут.
Мультифункциональность
В местах недалекого будущего функциональные границы расплываются, теперь интерес каждого гостя определяет пространство. В прошлом году мы открыли Community Moscow — прекрасный пример мультифункционального пространства, где есть и ресторан, и театр, и танцпол, и лекторий, и библиотека. Библиотека, во-первых, потому что intelligence is a new sexy, а во-вторых, она всегда была местом, где собирались люди по интересам, то есть комьюнити.
Моноконцепция
В то же время моноконцепции в кухнях ресторанов также остаются в трендах, более того, это переходит и в интерьеры, которые становятся менее эклектичными, более цельными и минималистичными.
Авторский интерьер и кухня
Главное в интерьере для нас — это концепция. Мы всегда считали наш стиль авторским, говорили, что нужно стремиться к тому, чего еще не было. А недавно прочитали, что авторский стиль — это новый тренд. Получается, теперь мы в тренде, хотя всегда пытались этого избегать. Идеально, когда за кухонной стойкой ты видишь шефа, на которого пришел. Поэтому открытые кухни не уйдут из естественного тренда. Например, в Lucky Izakaya Bar мы большую часть посадок сделали у кухни-бара. При этом даже понизили пол в рабочей зоне, чтобы гости, сидя за столешницей стандартной высоты, видели всю магию кухни.
Что больше не в тренде? Ушли клубы; им не смену приходят места, где можно и поесть, и потанцевать — то же Community, о котором мы говорили выше. Каждый год уходят мимолетные тренды и модные концепции: сейчас это пудровый цвет, зеленый бархат и арки. Также уходит золотой цвет как акцентный в декоре. Но так как мы не следуем трендам, мы открываем Selection: одна половина ресторана золотая, а вторая — черная. Мы не боимся использовать уходящий цвет золота: он идеально подошел концепции, а это для нас намного важнее.
Надеемся, что из трендов уйдут пивные рестораны, которых и так достаточно открыли к чемпионату. Пару лет назад мы уже говорили заказчикам, что поздно открывать бургерные; теперь, наверное, поздновато открывать рыбные концепции, пора придумывать что-то новое.
Инстаграмный интерьер
Евгения Ужегова
дизайнер
Проекты: Montifiori, Avocado Queen
По-моему, как таковых трендов или рамок сейчас нет: каждый может делать все что угодно, главное — делать хорошо. Искусство, дизайн, мода — все смешалось, и этот микс дает большие возможности. Из-за скорости и масштабов распространения информации все ультрамодные тренды сейчас крайне быстро устаревают. Если раньше можно было прожить в модном интерьере лет пять, то сейчас не более года-двух, поэтому важно и нужно выстраивать проект с учетом его жизни в долгосрочной перспективе. Хорошо чувствуют себя интерьеры, в которых скомбинированы разные приемы: старое, новое, ручная работа и современные лаконичные элементы — так создается ощущение, что это место уже прожило какое-то время.
Вне зависимости от трендов и времени, на мой взгляд, в дизайне (а особенно дизайне коммерческих пространств) крайне важна история, которая закладывается в проект — по сути, как в сценическом дизайне. Это та основа, которая позволит выстроить кадр, соединить воедино все элементы и создать новый целостный продукт. К примеру, мы все время прописываем историю словами, и я не могу работать над проектом, пока не пойму, что же я делаю на самом деле.
Появляется много запросов на инстаграмный интерьер — отсюда обилие кукольных интерьеров, запоминающихся росписей и рисунков на стенах, уголков для фото и тому подобного. Я не особо это поддерживаю, этот прием не должен становиться самоцелью. Все, что ни делается, должно быть заложено в концепции места. Огромный поток информации идет через кожу, через осязание, поэтому фактуры, текстуры играют важную роль в общем восприятии. Гости сейчас очень информированные, образованные, поэтому ждут честного, уважительного отношения к себе. Я предвижу еще больше интересных, неклассических в понимании архитектуры и организации пространства ресторанов. Открытые кухни, развернутые, разорванные стойки — гость все больше вовлекается в процесс и становится его активным участником.
Фотографии: обложка, 2 – Treves & Hyde, 1 – Potafiori, 3 – Heroine, 4 – Muuto
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.