В прошлые выходные в парке «Красная Пресня» впервые в Москве прошёл гастрономический фестиваль «О да! Еда!». В нём приняли участие около 60 ресторанов, кафе и кулинарных проектов. Чтобы попробовать еду участников, нужно было заплатить не только за неё, но и за вход на фестиваль: 500 рублей в день мероприятия или 350 заранее. Кроме кафе, была и образовательная часть — плотное расписание мастер-классов столичных шеф-поваров и авторов кулинарных книг.

60

участников – ресторанов, кафе, кулинарных проектов

500

рублей стоил вход на фестиваль

 

 

 

Территориально фестиваль был разделён на три основные зоны: «Остров 1812 года», «Маркет» на Центральной аллее и «Большой остров». Самая скромная и спокойная была на «Острове 1812 года». Здесь расположились кафе «AC/DC в Тбилиси», сосисочная Ess-Thetik и кафе-пекарня «Булка».

В «AC/DC в Тбилиси», проекте непрофессиональных поваров, стартовавшем в прошлом году на «Ламбада-маркете» и сейчас имеющем летнее кафе в парке Горького, готовили фирменный «Гоги-бургер», в котором к прекрасному сыру сулугуни шла суховатая котлета и не вписывающаяся по вкусу в общую композицию булочка. Людям этот бургер нравится, судя по моим расспросам знакомых и прохожих на фестивале. Мне же кажется, что в 2014 году в Москве, когда бургеры — это уже не модная тенденция, а общее место, на рынке должны остаться только идеальные представители жанра. Бургеры идеальные от верхней части булочки до нижней.

 

 

Ess-Thetik делили на фестивале один шатёр с Street Chef, новым собственным проектом компании C. M. Yellow Group, отвечающей за PR и развитие сосисочной на Патриарших. Поэтому вместе с сосисками здесь готовили ещё одно блюдо — Chef Staff — котлетки из говядины или курицы на выбор, в лаваше с соусом, свежими помидорами, капустой, огурцом и луком. Оба блюда скорее еда для простой дружеской вечеринки на свежем воздухе, нежели гастрономического фестиваля. Очень просто. Но хотя бы качественно и огромные порции. Наливали, кстати, арбузный сок. 

 

 

В два часа дня на прилавке в «Булке» лежали уставшие от жары и времени бургер и хот-дог, бодрого движения среди команды не наблюдалось. Конечно, можно было бы сделать заказ и дождаться свежеприготовленных блюд, но когда на фестивале больше полсотни участников, такой героизм могут проявлять, наверное, только преданные поклонники кафе. Зато хлеб выложили красиво, можно было купить домой. 

 

 

Дальше расположилась большая зона с «Кафе для кошек», организовал которую производитель корма Gourmet. Самих кошек замечено нами было немного, но корм раздавали прохожим-людям исправно. Немногочисленных присутствующих кошек кормили на месте, а в большом шатре рядом Юрий Рожков, соведущий передачи «Спросите повара» на телеканале «Домашний», проводил мастер-классы по приготовлению еды уже для хозяев. Людно здесь было по одной простой причине — навес. Эта зона была настоящими оазисом среди дневного московского пекла. Лучше бы навес был у зоны с настоящими мастер-классами.

 

 

После кошачьей зоны, перейдя по мосту, можно было попасть в зону «Маркет». Вопреки названию, здесь находились не только представители магазинов и продуктов, но и кафе. Ниже на фотографии пончики из «Пончикомании». Приятные молодые люди готовили пончики, посыпанные сахарной пудрой и политые шоколадным или карамельным сиропом, как они сами говорят, «по советским стандартам качества, но с современной подачей». Со вторым согласна, а вот по поводу первого утверждения не уверена. Либо советские пончики были так себе, либо ребята где-то схалтурили. 15 пончиков стоили 500 рублей, пять — 200. 

 

 

Здесь же мы обнаружили несколько кафе участников «Городского маркета еды»: Shrimp Happens, Bellissimo, Pestruccio! и Barbara Ann. Во всех трёх готовили то же, что и обычно. Barbara Ann — быстро замороженные бананы, покрытые бельгийским шоколадом и добавками на выбор. Shrimp Happens — креветки с овощами на гриле. При том, что готовить креветки в Москве мне кажется лёгким сумасшествием, в целом проект скорее импонирует: запечённая тыква в составе блюда тает во рту. 

Команда Bellissimo, Pestruccio! приехала с единственным своим блюдом аранчини — рисовыми шариками с тремя видами начинок. Аранчини эти, нужно отметить, действительно очень и очень хороши. 

 

 

Клубнику в шоколаде команда ChocoLab делала впервые для фестиваля и на других городских событиях замечена ещё не была.

 

 

Если представить, что гастрономический фестиваль — это всё же в том числе смотр тенденций, то вот одна из самых ярких, назовём её «Хорошо для почек». Два киоска с мёдом — «Таёжный мёд» и «Алтайский мёд». В обоих большой выбор, всё можно попробовать, продают сами производители, в лучших традициях Lavka Lavka. В «Таёжном», например, мать с сыном. Сын подробно отвечает на наши вопросы про вкус то одного, то другого вида мёда, и вот, когда некоторые уже готовы на небольшую банку, мы замечаем надписи: «Красота и здоровье», «Крепкое сердце, сосуды», «Хорошо для почек». В принципе неплохой и интересный продукт производители продвигают за счёт нелепых мистификаций, держат потребителей за дураков.

Или ещё один киоск — «Жизнь». Три симпатичные стеклянные банки с разного цвета жидкостью внутри, надпись «Живой витаминный биотоник». Попробовали, интересно. Женщина за прилавком рассказывает: «Придумал это нобелевский лауреат Илья Мечников, а мы его дети. Это напиток с пробиотиками, полностью натуральный продукт. Излечит от всех болезней, ваш иммунитет наконец-то начнёт работать». Вот за такое можно уже и в суд подать. 

 

 

Киоск магазина Amgum, который продаёт жвачки из 12 стран мира; Peroni Honey с мёдом-суфле с разными добавками и Dippin'Dots с мороженым, которое обрабатывают жидким азотом, из-за чего оно имеет форму маленьких шариков.

 

 

Мини-кафе ресторана Enebaer тоже было расположено в зоне «Маркета». И оно, к сожалению, вызывало неподдельную жалость. Никакой динамики, скучная витрина, под стеклом в который лежали сладости, два печальных бургера и несколько видов смёрребрёдов. Даже я, зная, как готовят в ресторане, начала сомневаться в том, хороша ли идея поесть здесь. Тем не менее, я решилась на бутерброд, ждать приготовления которого не нужно было. Вышло ничего: слишком много хлеба, но рыба сверху, которую копят на кухне ресторана, хорошая. Бургеры с олениной, думаю, тоже были бы сносными. Но сомневаюсь, что многих могло привлечь даже это кафе, когда оно презентует себя так.

 

 

Очередные сосиски и колбаски. Их было на фестивале достаточно. 

 

 

Где было весело на «О да! Еда!», так это около кафе Q-tab Lab. Три девушки готовили кутабы с разными начинками, наливали айран. Во-первых, это было вкусно. Во-вторых, наконец-то не бургеры и фалафель. И только в-третьих не самое приятное — дорого. Один кутаб стоит 150 рублей, но он тонкий и маленький, хочется минимум два, а то и три. Дорого при условии того, что это формат уличной еды и устройство кухни у девушек из Q-tab Lab далеко от норм серьёзного ресторана. 

 

 

Клубничное мороженое, про которое те, кто его готовили, кричали: «Это не мороженое, это frice!» Вокруг киоска перманентно было много людей. Неудивительно, ведь симпатичные парни готовили у всех на глазах, а это интересно, и при этом ещё и успевали рассказывать о продукте, отвечать на вопросы и отпускать шутки. 

 

 

Недалеко друг от друга расположились два отличных места с кофе: Camera Obscura Coffee Microroasters и «Дабл Би». Холодный и горячий кофе. Всё отлично, от вкусов до обслуживания. 

 

 

Главная сцена, зона «Большой остров». 

Эта фотография была сделана в субботу в районе четырёх часов дня, во время выступления шеф-повара «Уголька» Михаила Геращенко. Следующим должен был быть Андрей Рывкин (United Kitchen), мастер-классы шли с небольшой задержкой в расписании. Но это ещё ладно, но ко времени, когда половина заявленных участников уже выступили, зрителей, сидящих на солнцепёке, до сих пор было мало. И их можно понять, но поваров всё же жалко. 

 

 

Даже конкурс на поедание сосисок в кафе «Дымов», жалкая копия легендарного события Nathan’s Famous, собрал большее количество зрителей. 

 

 

Не говоря уже о том, что самый больший ажиотаж вызывала фотобудка. Это, кстати, ещё одна явная тенденция. Сфотографироваться в фургоне или будке в этом году можно на каждом городском фестивале и ярмарке. 

 

 

Фуд-корт на «Большом острове». Здесь неожиданно в приятном свете выступила команда ресторана FF Restaurant & Bar. В программе было заявлено, что во временном кафе ресторана с одесской кухней на фестивале будут готовить не только повара, но и само руководство ресторана: совладелец Илья Лихтенфельд, управляющий Михаил Семёнович и вместе с ними «Мисс Одесса — 2011» Марина Приёмова. Так и было, по крайней мере Лихтенфельда за делом мы видели точно, бодро работающего под громко звучащую здесь современную поп-музыку российского производства. Всю выручку команда решила отправить в благотворительный фонд «Доктор Лиза».

 

 

В фестивальном меню Ferma уже традиционно была кукуруза на гриле и бургер, на этот раз в чёрной булочке. Пробовать его я не стала, тонкая котлета по виду напоминала ту, что в бургере «AC/DC в Тбилиси», и не предвещала столь желанной для мясоеда радости от сочности продукта.

 

 

Устрицы в Oyster Bar. 

 

 

Стенд продуктов бренда Jamie Oliver. Кстати, ходят слухи что московский ресторан шеф-повара «Гинза» всё таки рано или поздно откроет. 

 

 

Люди за столами, на лежаках и около кафе.

 

 

Представители фестиваля «О да! Еда!» говорили, что это будет очень хороший фестиваль, чуть ли не лучший в городе, выгодно отличающийся от подобных уже существующих. На практике получилось подобие «Праздника еды», только с менее интересным списком ресторанов-участников и более масштабной рекламой. Чуда не произошло, в Москве до сих пор нет приличного гастрономического фестиваля, на который интересно было бы пойти местным foodie, профессионалам индустрии и их коллегам со всего мира. 

На фоне актуальности темы гастрономии, на том, что под неё можно получить бюджеты, в Москве паразитирует всё большее количество людей и компаний. Между тем городу и его жителям нужен один, но по-настоящему хороший, фестиваль еды. Куда пошли бы участвовать лучшие из лучших рестораторов и поваров. Которые устроили бы настоящее представление, выложились бы по полной для себя, для гостей, и даже друг для друга. А то, как фестивали работают у нас сейчас — бесполезная трата времени и ресурсов, и денег. Для всех сторон. 

 

Фотографии: Алексей Калабин