Фуд-корт «Подсолнухи»: Поесть и выпить с постиронией Единоросс Ковалев открывает культовое место на «Бульваре Рокоссовского»
Лето 2018 должно войти в историю как лето постиронии. Забытый миром певец Шура собирает полный «ГлавClub», марка «Рассвет» выпускает майки с принтами в стиле «Гитлер жив и прячется в Тибете», а юные смешные голоса перепевают поп-хиты своего детства на вечеринках «Пони-караоке». Андрей Ковалев, единоросс и основатель рок-группы «Пилигрим», открывает «Подсолнухи Art & Food» — необъятный фуд-корт на станции метро «Бульвар Рокоссовского», где выступает с лекциями и концертами в компании выпускников «Дома 2». Все это слишком абсурдно, чтобы не отнестись к этому серьезно. The Village посетил новую церковь постиронии и пообщался с ее основателем о том, зачем это все.
Гениальный таргетинг
Рекламу нового фуд-корта сложно игнорировать в соцсетях: контент — вырви глаз. Цветут «Подсолнухи» на кислотно-розовом поле, где дизайнер «играл со шрифтами». Концерт группы «Шериф», третьестепенные выпускники «Дома 2», мастер-класс по мехенди или конкурс на самую красивую бороду — мероприятия самого разнообразного формата проводятся на фуд-корте каждый день, даже не по одному.
Лекцию «Как стать миллиардером» раз в месяц читает владелец «Подсолнухов» Андрей Ковалев. С афиши он смотрит прищурившись сквозь креативные розовые очки. Коллекционер веселой оптики, Ковалев — человек, хорошо известный в интернете. Бизнесмен, член партии «Единая Россия», блогер (250 тысяч подписчиков в инстаграме), музыкант (в самом известном своем клипе Ковалев вместе с артистом Алексеем Паниным изображают дальнобойщиков). Кроме лекций, на своей площадке Ковалев дает концерты, не меньше трех в месяц: поп-музыка, авторская песня и выступление группы «Пилигрим», которую он относит к жанру хеви-метал. За свою карьеру он написал 600 песен.
У «Подсолнухов» есть собственные аккаунты во всех соцсетях, но успешнее реклама идет через личный инстаграм Ковалева: «Мне нравится интернет, я живу в нем. У нас своя группа СММ-щиков и таргетинга, они гениальные. Мне пишут в инстаграме: „Как вы меня нашли, Андрей? Все время вижу рекламу!“ — а я говорю, что это я сам. Я — самый гениальный», — рассказывает Ковалев.
«Газгольдер» для рокеров
Джентрификация рынков в городе явление уже привычное, за последние пару лет новую жизнь получили Даниловский, Усачевский и Центральный рынки, а формат больших кортов, объединяющих десяток разных концепций, становится все популярнее — их осваивают даже такие серьезные рестораторы, как Раппопорт и Зарьков. Но, во-первых, все эти гастрономические агломерации находятся в пределах ТТК, ближе к центральным районам и офисным центрам, а во-вторых, никто из рестораторов не дает там концертов на ежедневной основе.
На выходе из метро «Бульвар Рокоссовского» виднеется «Бургер Кинг», транспортно-пересадочный трамвайный узел и огромный торговый комплекс «Подсолнухи», полностью покрытый розовыми панелями. На пути к домику Барби нужно преодолеть бывший КПП с ржавым строительным вагончиком и парковку в полкилометра. Внутри не ожидаешь увидеть ничего хорошего, но попадаешь в грамотно спланированное пространство.
Мы встречаемся с Ковалевым у самой сцены: он ждет нас в сопровождении трех крупных бодигардов в темно-синих костюмах. В зале душно и очень жарко — вентиляцию закончат устанавливать сегодня. Сам владелец площадки одет как стадионная рок-звезда: футболка с американским флагом, джинсы и очки с оранжевыми стеклами и красной оправой. Пока время концерта не подошло, из динамиков по всей площадке гремит русский поп.
Перекрикивая музыку, Ковалев объясняет, что звук и свет здесь профессиональные: «У нас тут только светомузыки на 5 миллионов! Я понял, что нужно совмещать фуд-корт с концертным залом, чтобы и выставки, и корпоративы, и концерты, и презентации новых автомобилей. У нас даже грузовик может на сцену заехать». Время идет к восьми вечера, на ближайший концерт начинает собираться народ. Взрослые мужчины в уставших рубашках несут подносы поближе к сцене, за столиками отдыхает пара молодых женщин с колясками, студенты пьют пиво. На сцене появляется Даниил Данилевский (третье место в прошлогодней «Фабрике звезд» на МУЗ-ТВ). Начинает сразу с хитов: «Ты безумие, мое безумие, не слушай лучше меня, просто повторяй». У сцены отчаянно танцует одна девушка в розовой футболке, занята треть столиков. Накануне здесь выступал Никита Малинин («Я весь для тебя, котенок»), регулярный гость — актер Алексей Панин. Ковалев утверждает, что все артисты выступают в «Подсолнухах» бесплатно — «за народную любовь».
В самые неудачные дни через «Подсолнухи» проходит около 2 500 посетителей, а хорошие выходные собирают до 25 тысяч человек за вечер
«Я хотел сделать площадку как „Газгольдер“, но для рокеров, — рассказывает Андрей. — Но потом расширили программу. За три месяца здесь уже появились любимчики, по шесть раз выступали. Нам нравится, и всем нравится. Кто-то еще не достиг популярности, их тоже находит арт-отдел, ну и мне лично пишут разные музыканты, спрашивают, сколько стоит у нас выступить. У нас бесплатно — приходите, играйте».
В выходные фуд-корт больше похож на ночной клуб, чем на какой-нибудь мирный Центральный рынок: коммерческое электро слышно еще от метро. Со всех сторон на территорию торгового комплекса к «Подсолнухам» стекаются люди разного возраста, пола и статуса. Посетители «Подсолнухов» в основном местные жители и обитатели ближайших районов: выход с МЦК находится менее чем в десяти метрах от фуд-корта. Ковалев говорит, что в самые неудачные дни через «Подсолнухи» проходит около 2 500 посетителей, а хорошие выходные собирают до 25 тысяч человек за вечер.
К разговору подключается Максим, вчерашний выпускник вуза, который работает администратором в «Подсолнухах» вечерами по совместительству. «Тут же обычный спальник. Вы представляете себе карту метро? Ближайший от нас кинотеатр — на Семеновской, ближайший „Макдоналдс“ — в „Сокольниках“, концертная площадка с артистами — на Преображенской. Раньше единственное место, где можно было посидеть, — были KFC и „Бургер Кинг“. „Подсолнухи“ — это реально прорыв».
Счастье, любовь, антихайп
Андрей Ковалев заработал первый капитал еще в 1980-х, когда занимался изготовлением и продажей мебели и работал в министерстве по антимонопольной политике. В конце 1990-х он переключился на создание больших торговых и офисных центров на месте закрывающихся московских заводов. К концу 2010-х его компания «Экоофис» заработала на сдаче недвижимости в аренду 55 миллионов долларов, заняв 23-е место в рейтинге крупнейших рантье журнала Forbes Russia. Здание огромного ТЦ «Подсолнухи» принадлежит ему полностью. Часть занимает мебельный магазин, продуктовый и большое количество мелких арендаторов. После того как в нескольких метрах от торгового центра открылась станция МЦК, поток людей сюда резко вырос: помещения в аренду взяли KFC и «Макдоналдс». Это навело Ковалева на мысль открыть здесь собственное ресторанное дело.
Формат фуд-кортов он заметил на лондонских рынках: «Там рынок был не такой, как в нашем классическом понимании, а с кафешками. Но нет столиков — неудобно. Взял шампанское, устрицы — а как есть эти устрицы, если вторая рука шампанским занята? Через какое-то время я побывал на Даниловском, увидел, что там появились лавки, столы, и подумал: почему не сделать такое у себя? Но такого, как у нас, в мире нет, я пионер, а все остальные подтянулись. Есть вот Time Out в Лиссабоне, но они делают концерты только по субботам, Усачевский рынок тоже начал проводить концерты, но только по воскресеньям. У нас — каждый день».
Даниловский и другие обновленные московские рынки Ковалев ругает. Главным образом из-за того, что их интерьер кажется ему скучным и серым. Потому за «Подсолнухи» он взялся лично, и в серости их упрекнуть сложно: здесь и кирпич, и стеклоблоки, и бетонный пол с разводами краски, и джунгли из живых растений, и лампочки всевозможных цветов. В углу у сцены стоит красный рояль, рядом — коридор, выкрашенный зеленой больничной краской: на одной стене портреты Толстого, Ленина, Сталина, на другой — граффити в стиле Marvel. С потолка свисают большие атласные подушки самой разной формы, со слоганами «Счастье», «Любовь», а также «Антихайп», «Бухай» и «Рок жив».
Туалет (особая гордость Ковалева) напоминает о приключениях Алисы в стране чудес: пол шашечкой, красно-желтые стены, оранжевые столешницы и ярко-фиолетовые раковины. В мужской уборной — писсуары в форме раскрытых красных губ. В общем, если гастроцентр «Зарядье» кажется вам слишком кричащим, сходите в «Подсолнухи».
Лучше, чем Бузова
Сейчас в «Подсолнухах» работают всего 23 точки. Со стороны выборка концепций полностью соответствует привычным стандартам рынков 2018 года: тут и корнер с китайской лапшой, и точка фо-бо, и эклерная, пончики, две бургерных, перуанская и китайская кухня, пиццерия, грузинская и кавказская точки, жареное мороженое, суши, стойка со смузи и фрешами, даже лавка с конфетами ручной работы. Поначалу кажется, что все то же самое, что и на Даниловском, только вывески попроще и цены ниже. Правда, большая часть точек пока или на ремонте, или просто не работает. «Это трагедия, — сетует Ковалев, — шеф-повар перуанского кафе запил. Оказывается, не только мы, русские, этим грешим».
«Мы 25 лет сдаем нежилые помещения, поэтому арендаторов ищут свои люди. — продолжает он. — Я осознанно искал татарский фастфуд, пока не нашел. Еще хочу болгарскую, сербскую кухню, хочу пиццу. Еще бы веганское кафе, пока его тоже нет, как русской и советской. Об африканской мечтаю: я разговаривал с председателем госдумы одного африканского государства, он сразу дал послу поручение — найти мне сюда талантливых студентов».
Ковалев утверждает, что не гонится за быстрой прибылью и хочет выйти на операционную окупаемость к 1 октября, а за семь лет окупиться полностью. «Здесь низ арендной ставки ниже в два раза, чем на Даниловском рынке. Поэтому у нас суп фо-бо стоит 250 рублей, а у них — 350. Это не Ольга Бузова, я ее, конечно, люблю, но у нее салат только стоит 550 рублей», — рассказывает Андрей.
Гордость «Подсолнухов», которую не встретишь ни на одном другом семейном фуд-корте, — обитая велюром кальянная, занимающая целый (второй) этаж
Средний чек в любой точке в «Подсолнухах» действительно ниже 500 рублей. Например, в корнере «Фо & ролл» суп фо-бо действительно стоит 250 рублей за большую порцию, которую спокойно можно поделить на двоих. Жареные нэмы с курицей — 150 рублей, манго-шейк — 200. Burger Club предлагает бургеры от 99 рублей, имеретинское хачапури в точке «Чашушули» стоит 330 рублей, сет из 24 роллов в «Суши-сторе» отдают за 398 рублей, а большую порцию картошки фри с беконом в Starve Murray можно съесть за 250 рублей.
При этом известных концепций на фуд-корте практически нет, большую часть точек не удалось найти даже в соцсетях: в «Подсолнухах» собрались новички гастромира, и складывается ощущение, что дальше этого фуд-корта они не пойдут. Возможно, соблазнительное предложение с низкой арендной ставкой породило малый бизнес. Но при более близком рассмотрении обнаруживается, что гастрономия тут такого сорта, что пасту подают в настоящем батоне, вырезав из него мякиш.
Гордость «Подсолнухов», которую не встретишь ни на одном другом семейном фуд-корте, — обитая велюром кальянная, занимающая целый (второй) этаж. Вход на верхний уровень строго маркирован «18+» мелом на грифельной доске. Еще одна зона для взрослых — бар «Старт», единственная точка, принадлежащая самому Ковалеву, и единственная с алкогольной лицензией. Синий, красный, розовый неон, мягкие незатейливые диваны и длинная барная стойка — все напоминает о рассвете спортбаров 2000-х и диких боулинг-центрах. Средняя цена за порцию любого алкоголя в баре — 200 рублей. Есть ром, виски, бренди и водка. При покупке кружки пива вторую можно получить в подарок за пост в социальных сетях.
Низкие цены были изначальной целью Ковалева. «Обычно если дешево, то все грубое, серое, разбитое, засранное и зассанное. Там нет чистоты, безопасности, там воняет, там набьют морду. У нас красота, впервые для людей с небольшими доходами делают такое место. Мне никто не помогал, хотя это вообще социальный проект. Во-первых, здесь огромное количество рабочих мест, я поддержал малый бизнес, развиваю спальный район, развиваю МЦК».
Пока самая большая проблема Ковалева — ядовитые сообщения в соцсетях. В планах у него открыть еще три таких фуд-корта в Москве: на юге, востоке и западе. «Меня зовут в разные города. Сначала, конечно, Питер, потом Нижний, Самара, Казань... посмотрим», — заключает он. Он это серьезно или нет?
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.