Альтернатива шаверме на Сенной: таджикский дворик Самса, шурпа, шашлыки и лагман — где и что есть на Сенном рынке
Пожалуй, главной градостроительной новостью октября стало тотальное преображение Сенной площади, которую избавили от всех торговых точек. На месте снесенных построек еще укладывают тротуарную плитку, а старушки с дачной зеленью и продавцы арбузов еще ведут здесь свою стихийную торговлю, но и они наверняка скоро исчезнут. Между тем все, чем была известна Сенная, включая киоски с подержанными телефонами, магазины с дешевой одеждой и множество кафе с шавермой и блюдами из тандыра, по-прежнему можно найти рядом с площадью — на Сенном рынке. The Village посмотрел, какие национальные кафе там работают и что предлагают.
Фотографии
виктор юльев
Национальный фуд-корт
Сенной рынок во дворах на Московском проспекте — скромный аналог нью-йоркского или лондонского Чайна-тауна, маленький эмигрантский квартал, который живет собственной жизнью. Десятки людей в помещениях дворовых флигелей и прямо перед ними суетятся вокруг расставленных повсюду пирамид из поддонов и ящиков с фруктами и овощами, сортируя их и откидывая гнилье. Перебранный товар попадает на тележки, которые другие люди толкают в сторону узкого прохода, ведущего к торговым точкам, где третьи продают его по удивительно низким ценам. Посреди ящиков и телег носятся и играют маленькие дети, иногда попадаются женщины, собирающие милостыню. Все они приехали из Средней Азии и составляют подавляющее большинство обитателей этого микрорайона.
Если раньше здесь еще попадались европейские заведения — например, в начале нулевых здесь некоторое время работал ночной клуб «Пятница», который ценили поклонники драм-н-бейса, — то сейчас их практически нет. Здесь все еще можно увидеть вечно закрытую дверь ФГУП «Гидрографическое предприятие», багетную мастерскую и два комитета городского правительства, но они кажутся лишь бликами ушедшей эпохи, не имеющими никакого отношения к современному положению дел. Даже пара хостелов и один из магазинов сети «Дикси» странным образом интегрированы в сложившийся эмигрантский мирок. Все остальные заведения в округе имеют ясную национальную направленность: здесь работают авиакассы со специализацией на среднеазиатских направлениях, парикмахерские для своих «Сартарош хона», страховая компания для мигрантов, лавки с халяльными продуктами, магазин духовной литературы и открывшаяся в начале года городская мечеть, занимающая практически весь второй этаж одного из дворовых корпусов. Оставшиеся помещения, судя по виду из окон, служат жильем для местных работников.
Разумеется, вокруг есть много маленьких кафе и киосков с едой — своего рода импровизированный национальный фуд-корт (в первую очередь таджикской направленности), который не только окончательно формирует образ двора, но и придает ему функциональную нагрузку: здесь можно дешево поесть. В настоящий момент здесь работают семь заведений, основной контингент которых составляют рабочие с Сенного рынка и другие представители диаспоры, трудящиеся неподалеку. В каждом с незначительными вариациями предлагают стандартный набор блюд: шурпа/лагман на первое и манты/плов/тушеное или жареное мясо на второе, также в меню обязательно присутствует самса, лепешки из тандыра и чай. Тем не менее у каждого есть и своя специфика.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.