Стали ли москвичи экономить на чаевых? The Village поговорил с сотрудниками и посетителями ресторанов, чтобы понять, изменилась ли ситуация с чаевыми в столице за последний год
В связи с годовщиной введения в России продуктового эмбарго, исчезновения с прилавков иностранных продуктов и повышения цен в магазинах и ресторанах мы решили выяснить у работников и посетителей московских ресторанов, стали ли люди экономить на чаевых. А ниже предлагаем читателям The Village ответить самим на это вопрос, добавив нашему опросу ещё больше весомости.
Рестораны
С связи с санкциями ничего не изменилось, чаевые как и были в среднем 5–7 %, так и остались. Кто-то оставляет 10 %, кто-то чуть больше, но большая часть гостей оставляет 5 % или вообще ничего. Особенно во время обедов, хотя в это время самые привередливые гости. Иногда складывается впечатление, что официант для них — это разносчик еды. Как разносчик газет в Америке, кинул тебе на газон утреннюю почту.
Достаточно большое количество гостей не считают нужным оставлять чаевые, возможно, они считают, что у официантов хорошие зарплаты, и совсем не понимают, что живут-то официанты в большей степени только за счёт чаевых. Сфера сервиса — это чаевые. Как может молодой человек прожить на зарплату 7 тысяч рублей в месяц в Москве? Это не зарплата в Glenuill, но я знаю, что во многих московских ресторанах такой порядок цен. Это вообще большая проблема в нашей стране — люди не считают работу официанта как таковой профессией. Большая больная тема. Выкладываются-то ребята по полной. Помимо своих физических сил, тратят много эмоциональной энергии. Каждый гость важен, всех принимают как у себя дома, а иногда даже не получают банальной вежливости.
Команда Beer&Brut: менеджер Елена Ботичелли, менеджер Татьяна Лапошина и официант Андрей Двоеглазов: Чаевые практически всегда оставляют в размере 10 %, ведь многие стали ездить по странам Европы, где эти 10 % уже включены в счёт. Из-за этого с чаевыми у нас стало стабильнее. А что касается перемен в течение года, то это очень индивидуальный момент. Это скорее вопрос воспитания и культуры человека, не думаю, что санкции и рост цен могли здесь повлиять. Если человек не эрудирован в вопросах этикета и культуры поведения в социуме, он и не оставит чаевые, цены здесь ни при чём.
Я работаю в ресторанном бизнесе практически десять лет и могу сказать, что лет так восемь назад чаевые были гораздо больше, чем сейчас. Видимо, это связано с тем, что рынок ресторанного бизнеса не был перенасыщен. Соответственно, почти каждый ресторан отвечал более высоким показателям на тот момент. Поэтому и чай был соответственно более высоким в денежном эквиваленте. С другой стороны, не каждый мог позволить себе ходить по ресторанам и барам каждый день, а сейчас это обычное дело. Например, деловая встреча, свидание, новое знакомство, торжество, или же можно просто почитать книгу в уютном кафе с глинтвейном в придачу в дождливую погоду. Ресторан даёт много возможностей, которые мы не можем организовывать без него и вне его территории. Это стало удобно и обычно. Поэтому так щедро уже не благодарят. И в то же время с таким бесконечным количеством заведений всё труднее быть на уровне качества. Поэтому в тех местах, где рестораторы любят своё дело, живут им, хотят отличиться от всех и занимаются своим бизнесом даже во сне, количество чаевых будет гораздо выше, нежели в других местах по «стандартам ресторанного бизнеса».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.