Правда ли, что кола в стеклянной бутылке вкуснее, чем в пластиковой? Редакция The Village продолжает развенчивать мифы о еде и объяснять, как всё устроено на самом деле
Почему кола в стеклянной бутылке и даже в жестяной банке кажется вкуснее, чем в пластиковой бутылке? Зависит ли цена от состава напитка, учитывая, что 250 миллилитров колы в стекле дороже 500 миллилитров колы в пластике? Дело только в маркетинге, или состав напитка и правда может различаться в зависимости от упаковки? Мы попросили прокомментировать все вопросы компанию Coca-Cola, производителей стекла и пластика, а также креативного директора брендингового агентства.
Владимир кравцов
руководитель пресс-службы компании Coca-Cola в России
Как известно, вкус — понятие субъективное, и мнения разных людей об одном и том же продукте, как правило, различаются.
Напиток Coca-Cola производится всегда по одной технологии и в одинаковых условиях, вне зависимости от того, в какую тару он будет впоследствии упакован — пластиковую или стеклянная бутылку или же алюминиевую банку.
Если разлить напиток, упакованный в разную тару, в одинаковые стаканы и попробовать в одинаковых условиях (если при этом напитки хранились в одинаковых условиях, температура напитков одинакова, срок годности продукта приблизительно одинаков), то никакой разницы во вкусе не будет.
Но когда мы пьём напиток, мы воспринимаем не только вкус и запах — мы также осязаем саму упаковку. Стекло в этой ситуации выигрывает по сравнению с другими материалами. Оно гладкое, прозрачное (по сравнению с банкой), температура напитка в стеклянной бутылке лучше ощущается и дольше сохраняется.
Кроме того, существует фактор вкуса. Например, в течение жизни у человека вырабатывается вкусовая память, и, видя определённый продукт или напиток, который вы раньше уже пробовали, вы ожидаете ощутить такой же вкус при его употреблении.
Так же и с металлической банкой. Если вы пьёте прямо из банки, то вы ждёте металлический привкус. Это своеобразная реакция мозга: если металл во рту, значит, должен быть вкус металла.
Итак, Coca-Cola одна и та же, вне зависимости от упаковки. Если напиток хранится правильно (температура, солнечный свет, влажность и так далее), вкус напитка будет одинаков независимо от упаковки.
николай жир
технический директор некоммерческого партнёрства «Ассоциация производителей и переработчиков полиэтилентерефталата» (АРПЭТ)
Бутылка или банка не влияет на вкус. Значение имеет срок хранения продуктов. Например, молочные продукты, квас, пиво — это «живые» продукты, и даже при использовании консервантов они имеют определённый срок хранения, который должен приниматься во внимание покупателями. Органолептически наиболее чувствительна к условиям хранения вода. Её в любой упаковке нежелательно держать на солнце, но никакого вреда даже от длительно хранящейся воды нет.
Тара из ПЭТ — полиэтилентерефталата — имеет специальную международную маркировку с цифрой 1 (хотя обычно в народе её называют просто пластиковой), признана во всём мире самой современной и абсолютно безопасной для здоровья, что неоднократно подтверждено ведущими российскими и мировыми исследовательскими центрами. Объём её потребления превысил 400 миллиардов штук.
Минеральные воды, растительное масло, газированные напитки, квас, пиво, молочные продукты, соусы, уксус, косметические и парфюмерные продукты, лекарства и БАДы, коньяки, виски, вина — всё это без каких-либо ограничений разливается и упаковывается в ПЭТ, это химически и биологически инертный материал, поэтому он устойчив к атакам микроорганизмов, не вступает в реакции с напитками и пищей.
Бывает, что люди говорят о якобы разном вкусе колы в стекле, банке и пластике. Но тут однозначно можно сказать, что причина не в упаковке
Хочется отметить, что в Роспотребнадзоре проводились исследования некоторых напитков в стекле и ПЭТ, которые не выявили никаких различий в их составе при достаточно длительных сроках хранения.
Бывает, что люди говорят о якобы разном вкусе колы в стекле, банке и пластике. Но тут однозначно можно сказать, что причина не в упаковке. Вкус колы может зависеть от страны-производителя. Например, в США для создания сладкого вкуса используют высокофруктозный кукурузный сироп, а в Мексике — сахарозу. По химическому составу они похожи, но истинные фанаты колы могут найти различия во вкусе и аромате. Кстати, в России колу делают с сахарозой.
Различий в составе колы в стекле, банке или пластике нет, он одинаков. Но бывает разная степень насыщения углекислым газом при производстве напитка. Связано это с разными стандартами на разные виды упаковки. Также хочется отметить, что кола в стекле производится в гораздо меньших объёмах и считается премиальным продуктом. Для того чтобы мы любили колу, производители ежегодно вкладывают миллиарды в рекламу. Поэтому когда мы хотим освежиться, то часто представляем себе полную, холодную, сладкую, именно стеклянную бутылку колы. Однако неоднократно проводившиеся слепые тесты (когда потребитель не видит, из какой упаковки пьёт напиток) выявили, что люди не могут отличить вкус одного напитка от другого.
Например, исследование кулинарного блогера Джея Кенджи Лопез-Альта подтверждает, что упаковка имеет значение, но влияет она не на вкус напитка, а на наше восприятие. Блогер предлагал людям попробовать колу из разной тары. Сначала испытуемые не знали, из чего была налита газировка. Потом им показали, что часть колы — из стеклянной бутылки. Результаты доказали: для того чтобы любить колу из стекла, нужно это стекло сначала увидеть.
Интересно, что алюминиевая банка тоже имеет внутри тонкое полимерное покрытие, с которым и контактирует продукт. Кислота разъедает металл, и если опустить алюминиевую банку в соляную кислоту, то алюминий растворится и от банки останется одно лишь пластиковое покрытие.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.