Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?
22 октября весь мир отмечает Global Champagne Day. Это праздник, придуманный в 2009 году калифорнийцем Крисом Оггенфусом, винным экспертом, блогером и, конечно, большим любителем шампанского, чтобы почтить этот напиток. И это именно тот день, когда стоит ответить на вопрос, почему шампанское всегда стоит дороже тихих вин и любых других игристых. Но оговоримся, что под словом «шампанское» мы имеем в виду то, что со 2 июля этого года в России маркируется как «игристые вина из региона Шампань».
Имидж: от французских королей до американских рэперов
В коллективном бессознательном шампанское — это напиток праздника. С 816 по 1825 год коронация всех французских королей проходила в Реймсе, столице Шампани. Сначала на праздновании подавали местное вино — красное и без пузырьков, но позже — уже только белое или розовое шампанское. Во второй половине 20 века, благодаря развитию средств массовой информации, популярность шампанского выросла в геометрической прогрессии — по данным Комитета Шампани, продажи увеличились с 30 миллионов бутылок в 1950 году до 297 миллионов бутылок в 2019-м.
В 15 из 25 фильмов бондианы Джеймс Бонд пьет Bollinger, а в 2011 году Moet&Chandon запустил роскошную рекламную кампанию со Скарлетт Йоханнсон. В 2012 году она даже приезжала в Москву вместе с президентом этого шампанского дома, чтобы отметить 250 лет присутствия Moet&Chandon в России. Пилоты «Формулы 1» до марта 2021 года отмечали победу именно шампанским, причем не просто скромно отпивали из бокала, а обливали друга друга из больших бутылок. Шампанское Lanson долгие годы является генеральным спонсором теннисного турнира Уимблдон, а тот же Bollinger — партнер ежегодной лодочной регаты «Boat Race» между командами Оксфорда и Кембриджа.
Американский рэпер Jay-Z настолько любит шампанское, что не только снимается с ним в своих клипах, но и в 2014 году приобрел бренд Armand de Brignac, выпускающий шампанское Ace of Spades, которое рэпер сделал популярным на весь мир благодаря своему клипу «Show Me What You Got».
Drake — еще один любитель шампанского из мира рэпа, недаром его аккаунт в инстаграме называется Champagnepapi, а буквально месяц назад он выпустил сингл «Champagne Poetry».
Производство: минимум 15 месяцев ожидания
Тем не менее имидж и маркетинг — не основные составляющие цены. Способ производства шампанского играет куда более важную роль в ее формировании. В Шампани виноделы тоже сначала выращивают виноград, собирают его, отжимают сок, разливают в стальные чаны или дубовые бочки и ждут, когда произойдет ферментация и сок превратится в вино. А дальше в каждую бутылку добавляется специальный ликер, который и запускает появление пузырьков — но ждать приходиться минимум 15 месяцев. Этот срок регулируется правилами региона — то есть если вы хотите иметь право писать на этикетке слово Champagne, то нельзя выдерживать меньше. При этом ежедневно приходится поворачивать каждую бутылочку вручную или с помощью специального механизма. А если речь идет о винтажном шампанском, которое делают только в лучшие годы, то ждать приходится еще дольше — от трех до десяти лет. В общем, как говорит Артемий Лебедев: «Долго, дорого, ******но».
Цена за виноградники: от 1 миллиона евро за гектар
Кроме того, в Шампани цены на виноград одни из самых высоких, если сравнивать с другими регионами Франции, и это обусловлено несколькими факторами. Согласно французскому Обществу земельного и сельскохозяйственного устройства, цены на виноградники Шампани стартуют от 1 миллиона евро за гектар. Для сравнения, где-нибудь в Долине Луары можно прикупить гектар за 42 тысячи евро, а в Бургундии от 500 тысяч. Чтобы контролировать и гарантировать качество вин, гордо носящих имя Champagne, государство каждый год устанавливает четкую норму, сколько винограда можно собрать с одного гектара, исходя из качества и количества ягод. В этом году, например норма — 10 тысяч килограммов с гектара, а в прошлом была всего 8 тысяч. Плюс количество сока, которое винодел может получить из своего винограда, тоже законодательно ограничено, поэтому количество бутылок шампанского всегда лимитировано, а лимитированные вещи не стоят дешево.
По правилам региона, сбор винограда в Шампани может осуществляться только вручную. А оплатить труд сборщиков дороже, чем, например, запустить специальный трактор. При этом попасть на сбор не так уж и просто. Один знакомый винодел из Шампани рассказал, что без специального разрешения на работу это просто невозможно, так как все работники регистрируются, и их количество на виноградниках отслеживается с помощью дронов.
Новый статус: бокал шампанского рядом с яйцом вкрутую
В последнее время производители Шампани не против отказаться от статуса предмета роскоши и стать ближе к народу. В 2018 году Синдикат виноделов Шампани запустил рекламную кампанию с посылом «Ради вкуса, а не ради праздника!», в которой бокал игристого изображен рядом с обычными продуктами, такими как яйцо вкрутую или пончик, чтобы показать, что для шампанского не обязательно искать торжественный повод.
Сегодня в России цены на шампанское стартуют от 4 тысяч рублей за стандартную бутылку. Теперь вы знаете, что в эту сумму вложены не только красивая этикетка и расходы на рекламу, но и ежедневный труд виноделов, создающих свой продукт, несмотря на всевозможные правила и ограничения. И раз сегодня повод действительно есть, не откажите себе в удовольствии отметить Global Champagne Day с бокалом шампанского дома или в ресторане.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.