Да будет свет: Как пережить осенний и зимний мрак в Москве Москвичу Александру Николаеву надоело страдать от полугодовой московской темноты и сезонной депрессии, и он нашёл выход
Осенью и зимой многие из тех, кто живёт вдали от экватора, подвержены SAD (seasonal affective disorder). Это тип сезонной депрессии, которую в России называют САР (сезонное аффективное расстройство). Симптомы SAD были впервые описаны ещё в 1984 году американским доктором Норманом Розенталем из Национального института ментального здоровья США. Розенталь никак не мог понять, почему он чувствует себя таким вялым зимой после переезда из Южной Африки в Нью-Йорк.
Оказывается, такое сезонное уныние заложено в человеческих генах как память о перестройке организма перед зимой, когда питание будет гарантированно скудным, и поэтому пора беречь силы. Сезонной депрессии больше других подвержены жители скандинавских стран, США, Ирландии и Нидерландов, но почему-то от неё не страдают жители Канады, Исландии и Японии.
Считается, что основная причина SAD — недостаток солнечного света и низкие облака. C октября по апрель сложно вставать по утрам, ни на что нет сил, всё время хочется спать, есть сладкое и жирное, не хочется заниматься сексом и с кем-то общаться. Женщины страдают SAD чаще мужчин. Самый популярный метод лечения — фототерапия (сидение под лампами) или солнечные ванны, антидепрессанты, психотерапия и употребление гормона мелатонина.
The Village поговорил с москвичом Александром Николаевым, который посвятил немало времени борьбе с сезонным унынием и экспериментам с искусственным освещением в своей квартире.
Александр Николаев
Москвич, 45 лет
Окончил Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики
Про матрас облаков
Началось всё с того, что я сделал светильник для растений со специальными лампами, и прямо на глазах растениям стало хорошо. После этого я решил обратить внимание и на себя.
Медицина давно исследовала влияние климата и света на самочувствие и трудоспособность. Все эти симптомы: пониженный тонус, депрессия, раздражительность — я ощущал на себе. Был один год в Москве, когда с середины декабря по середину января вообще не было снега. А вместо него — плотный-плотный матрас из облаков на небе. Никакого снега, чернота на улице и этот плотный матрас довели меня до паники: было ясно, что надо срочно что-то делать, но что тут поделаешь, если погода такая.
Есть ряд известных решений, например, специальные лампы для фототерапии. Помните, наверное, советскую фотографию, где дети стоят вокруг лампочки? Сейчас тоже продают такие яркие лампы без ультрафиолета (например, Bright Light), которые помогают от SAD. Philips их тоже выпускают. Ты перед ней садишься и какое-то время на себя светишь. Но я понял, что это неудобно, не вписывается в мою жизнь: утром ты встаёшь и вместо того чтобы пить кофе, включаешь эту лампу и час сидишь с ней наедине, под очень ярким светом, который лупит тебе прямо в глаза. Ты на это пойдёшь, только если матрас на небе вызывает настоящую панику.
Я стал пробовать разные технологии и разные светильники. Требования были такие: свет должен быть ярким, без резких теней (резкий свет создаёт тревогу), полноценным по качеству. Экономия электроэнергии меня не волновала. То, что у нас продаётся, — хрустальные золотые богатые люстры — всё очень дорогое и очень страшное.
Про параметры
Есть закон восприятия Критхофа, который связывает комфортную яркость света с его цветом. Яркий свет не должен быть тёплым, а тусклый свет не должен быть холодным, иначе он будет мертвенным. А вот яркий холодный свет вызывает у нас ощущение чистоты.
Все лампочки накаливания, которые мы вкручиваем в люстру, какие бы они ни были хорошие, будут тёплые и жёлтые. Они хороши для ночников, для тусклого света, но для полноценного большого света не пригодны.
Энергосберегайки бывают холодные, но у них плохой свет. Самые жуткие лампы, которые вешают в переходах, — это натриевые металлогалогенные фонари. Они яркие, но монохромные и слепые: ты в их свете не отличишь красный от фиолетового. Кстати, если в Москве что-то сделают с этим светом в переходах, я думаю, что мы все станем жить счастливее. Они, видимо, очень эффективны, и их никто не ворует, потому что дома их повесить нереально.
Если в Москве что-то сделают с этим светом в переходах, я думаю, что мы все станем жить счастливее
Я пришёл к тому, что свет должен быть ярким, холодным и полноценным. У всех лампочек есть параметр, который показывает, насколько хорошо при этом свете можно различать цвета — CRI (color rendering index). У ламп накаливания (это те, что со спиралькой) он самый большой — 100. При таком свете можно тонко и точно различать оттенки. Их свет был бы всем хорош, если бы не был жёлтым (лампа нагревается до такой температуры, что желтеет) и точечным. У всех остальных — светодиодных, люминесцентных, металлогалогенных — CRI меньше. У ламп из перехода, например, и вовсе CRI 20.
Многие воспринимают светодиодные лампочки как вершину прогресса: вроде как сперва были лампы накаливания, потом энергосберегайки, а теперь светодиодные. Но в отношении качества света они хуже ламп накаливания и энергосберегаек. В IКЕА, например, сейчас продают только светодиодные, потому что они очень энергоэффективные: мало едят и много светят. Philips напряжённо над этим сейчас работают, и вроде у них есть светодиодные с неплохими параметрами, но дорогие.
Про эксперименты
Я перепробовал металлогалогенные, светодиодные, обычные яркие лампы накаливания и люминесцентные трубки. В итоге нашёл люминесцентные полиграфические трубки со специальным покрытием, которые дают тот свет, который мне нужен. Производитель позиционирует их как предназначенные для использования в типографиях, где важно различать цветопробы. У них CRI 98.
Друзья знали, что я занимаюсь светом и пробую разные варианты. Я написал очередной пост в Facebook про зимний свет и решил создать небольшое сообщество, в котором неожиданно собрался народ. Я сначала им попытался продать эту свою конструкцию, но все поразились её уродству и отказались.
Конечно, для каждого помещения свои решения. Но если говорить про квартиру с потолками от полутора до трёх метров, то лучшее, что можно купить, — это люминесцентные полиграфические трубки, но они страшные, я согласен. Но свет от них замечательный, это лучшее, что я видел. Моя конструкция имеет размер три на полтора метра. В ней четыре трубки. Они дорогие: каждая лампочка — 800 рублей, но их хватит надолго. Лампа практически не нагревается, но жрёт довольно много электричества (58 ватт на трубку).
Лучшее, что можно купить, — это люминесцентные полиграфические трубки, но они страшные, я согласен
Они вытянутые, поэтому от них нет резких теней, всё хорошо видно. Я сам это ощущал, и гости наши соглашаются, что, когда ты заходишь в комнату, тебя как будто что-то отпускает, ты перестаёшь вглядываться. Вдруг ты спокойно смотришь — и всё видно: можно и читать, и заниматься рукоделием.
Константин Даниленко
доктор
медицинских наук
заместитель директора по научной и лечебной работе ФГБУ «НИИ физиологии и фундаментальной медицины», ФАНО
Конечно, количество солнечного света влияет на психологический комфорт: к примеру, пациенты больниц в палатах с окнами на южную сторону выздоравливают быстрее, чем пациенты из палат северной стороны. Жители северных районов, которым не хватает солнца, чаще страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, а также аффективных расстройств, чем жители южных районов. Борьбу с SAD нужно начинать с восполнения недостатка получаемого через глаза света. Старайтесь чаще бывать на улице, особенно в утренние часы. В обычный летний день уровень освещённости — 10 тысяч люксов в тени, в то время как даже в современном офисе — максимум 500. При этом средняя продолжительность солнечного сияния в декабрьский день в Москве — около двух часов, да и то в рабочее время. Одно из решений, помогающих бороться с зимней депрессией, — устройство, которое имитирует рассвет. Доказано, что имитация рассвета может обладать антидепрессивным действием и стать альтернативой лечению ярким светом или медикаментами в случае сезонной депрессии.
МАРИНА КОРШУНОВА
менеджер категории «Световые приборы для красоты и здоровья» Philips
Сейчас у Philips появился ряд приборов VitaLight, например световые будильники Wake-up Light, которые имитируют естественный рассвет и подготавливают организм к плавному пробуждению, а также портативные приборы для повышения уровня энергии EnergyUp, в основе действия которых — синий свет.
Когда вы планируете освещение в комнате, сперва решите, чем вы там будете заниматься: где будете читать, где работать, где смотреть телевизор. Разделение на зоны сэкономит вам электроэнергию, позволив пользоваться не общим светом, а отдельными светильниками. Я бы ещё рекомендовала поставить диммеры, которые регулируют уровень освещённости. На биоритмы человека влияет цветовая температура: холодный свет способствует выработке кортизола (гормона бодрости), а тёплый — мелатонина (он расслабляет и готовит ко сну). Поэтому, чтобы создать расслабляющую атмосферу дома, выбирайте лампы тёплого света, а в рабочем кабинете более уместным будет нейтральный свет (4 тысячи кельвинов).
фотографии: Лена Грусицкая
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.