Румянец национализма: «Я сфотографировалась в платке и стала символом славянской чистоты» История москвички, обнаружившей свое фото в неожиданном контексте
Несколько лет назад журналистка Анна Кожухарь согласилась принять участие в зимней фотосессии, а после обнаружила свое фото в группах националистической направленности — там ее называли образцом славянской красоты и чистоты. The Village рассказывает, как это случилось и что можно сделать, оказавшись в такой ситуации.
Все началось с того, что моя хорошая знакомая Лена Ролдугина искала интересных моделей для пополнения портфолио, а мне хотелось новых фотографий, мы списались и договорились посотрудничать. Мы хотели сделать фотосессию на фоне красивых заснеженных деревьев. В то утро было очень холодно, градусов 20–25. Мама мне дала с собой платок, просто в качестве шерстяного шарфа. Я надела его на голову, когда уже совсем замерзла, а Лене понравилось, как он сочетается с шубой и цветом моей помады, она сделала несколько кадров. Никакой специальной русскости мы добиться не пытались, и остальные фотографии из сессии совсем не такие.
Дело было довольно давно, в 2011 году. Лена выложила мои фото на несколько фотосайтов с соответствующими тегами: девушка, зима, мороз и тому подобное, я не раз размещала фотографию в качестве аватарки в социальных сетях. И только сейчас я выяснила, что любители славянской красоты нашли мое фото именно по тегам в поиске. А дальше использовали как могли.
Свое фото в неожиданном контексте впервые увидела не я — у меня есть несколько знакомых ребят, которые занимаются исторической реконструкцией, и один из них сообщил, что нашел мое фото в интересном месте. И прислал ссылку на какую-то группу со специфическим названием «Варяжская Русь», и я там представлена как славяно-арийская красавица. Очень удивившись, я сделала поиск по фото во «ВКонтакте» и в поисковиках. И результат меня поразил. Я обнаружила свое фото в 15 открытых группах, которые посвящены православию, славянам, красе русских дев и так далее. Причем где-то были просто фотографии с какими-то комментариями, а где-то гифки, видео и другие результаты анонимного творчества. Комментарии, конечно, были соответствующие: что славянки самые красивые, на таких и надо жениться, мороз им к лицу, а дальше слава царю-батюшке и еще бог весть что. Некоторые группы закрытые, так что пришлось просить скрины или вступать. Совокупная аудитория подписчиков — больше 100 тысяч человек. Удивительно, что объединения и православных, и монархистов, и националистов ценят похожий контент: все регулярно постят девушек в платках и одетых в псевдорусском стиле.
Здесь, конечно, надо оговориться, что к арийцам и славянским девушкам я совсем не отношусь. Более того, за странную фамилию и внешность мне в детстве здорово доставалось, особенно в школе, когда был самый расцвет националистических настроений в России. Тогда меня принимали за армянку, чеченку, украинку и даже молдаванку, обзывали еврейкой, как будто это что-то ужасное, дразнили за форму носа. Так что называть меня русской девой — большое преувеличение, мягко говоря. Для меня это очередное доказательство несостоятельности всех расовых теорий о том, что по внешности можно судить о происхождении. Надеваешь платок, и вуаля — ты славянка. И не просто славянка, а арийский православный викинг. Думаю, моя фотография в хиджабе с соответствующими хештегами вполне органично смотрелась бы в подборке самых красивых мусульманок.
Кстати, к православию я тоже никакого отношения не имею и, хотя уважаю всякую веру, давно придерживаюсь атеистических взглядов, а также считаю, что наступление клерикализма на интернет выглядит смешно и некрасиво. Думаю, именно из-за этого к ним на гифки и попал мой снимок: платок есть, кругом зима — значит, православная. Если бы эти люди хотели и умели делать приличный контент, они бы попытались купить права на какие-то профессиональные снимки или хотя бы узнали историю картинки, которую берут. Пока просто взяли атеистку с фамилией Кожухарь как символ православия. Смешно, конечно, но не так страшно — а могли бы и звезду фильмов для взрослых в кокошнике на рождественскую открытку прифотошопить.
Планирую ли я бороться с распространением своего портрета в соцсетях? Ну а как? Фото было выложено открыто на бесплатных фотосайтах, никакой монетизации оно не предполагало. Предъявить на него права? Кому? Написать автору видео «Все девушки зимой прекрасны», чтобы он его удалил? Сомневаюсь, что он хотел мне или кому-то навредить. А вот на националистические группы я отреагировала острее, написала администраторам, в нескольких случаях мне даже ответили, что удалят картинку. Если этого не произойдет, то пожалуюсь уже в администрацию соцсети. Во-первых, не хочется, чтобы мое изображение соотносили с такими взглядами, а во-вторых, неизвестно еще, чем это обернется — пойдут потом 4 ноября по Люблину с моим портретом.
Будет наукой не выкладывать свои фото в открытый доступ. Любой может их найти и проинтерпретировать по-своему: внезапно шесть лет спустя станешь лицом группы «Арийцы, объединяйтесь» или чего-то похуже. Надо следить за контентом, который выкладываешь. Для тебя на фото может быть только образ, а зрители вполне могут воспринять его иначе.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.