О туроператорах

Я продаю туры на выезд — в Египет, Турцию, Испанию, Италию. В чём отличие турфирмы от туроператора? Оператор занимается организацией: договаривается с отелями на определённые скидки, выкупает блок мест в самолёте у чартерных авиакомпаний, бронирует и вносит предоплату, организует трансферы, нанимает аниматоров. Турфирма же всё это перепродаёт. Многие люди не понимают, почему они должны идти в турфирму, когда можно идти сразу к туроператору. Плюс в том, что турфирма работает со многими туроператорами и на конкретную дату и место может найти предложение дешевле. 

Надо иметь в виду, что турфирмы почти никогда не продают туры дороже, чем сам туроператор. Они подписывают договор и не имеют права завышать цены. Зарабатывают турфирмы на разнице скидок. А скидка может варьироваться в зависимости от того, как они себя зарекомендовали. Поэтому по сути цены везде одинаковые, куда бы ты ни пришёл. Иногда лучше идти к маленьким и неизвестным, они дают клиентам дополнительные скидки от 2 до 5 %, чтобы найти постоянных покупателей. Достаточно поставить на Невском указатель «Египет от 10 тысяч рублей», и к тебе повалит народ.

Зарабатывают турфирмы на разнице скидок. Надо иметь
в виду, что они никогда не продают туры дороже, чем сам туроператор

 

Проблемы с туристами

Туристы бывают двух видов: те, кто работает целый год, чтобы потом один раз съездить в отпуск, и те, кто и так много путешествует. Первые выбирают проверенные курорты в Египте, вторые — что-то подальше и поэкзотичнее, например Доминикану. Семьи с детьми почти всегда едут в Турцию или Египет: туда недолго лететь, там есть детская анимация и бассейны с подогревом. Одиночки же бывают разные, но в основном выбирают Тунис, Турцию или Таиланд: если человек общительный, то везде себе друзей найдёт. Далеко, конечно, такие люди одни не ездят: Куба, Бали, Мексика — страны всё-таки для компаний, пар или в составе туристической группы. В Европу тоже скучновато одному ехать, там вообще нет гарантии, что с кем-то познакомишься. 

На популярных курортах редко случаются какие-то курьёзы. Большинство историй связано со страховкой, которая, как известно, не покрывает случаи, когда травма получена в состоянии алкогольного опьянения. Но здесь тоже можно выкрутиться: одна моя знакомая на отдыхе упала и повредила руку. Взвесив все за и против, она легла спать, превозмогая боль. В больницу пошла только на следующее утро, особо не распространяясь о том, сколько выпила накануне. 

 

Недовольных поездками в Египет, Турцию, Тунис и другие мусульманские страны всегда много. Но если вы платите 15 тысяч рублей, то должны понимать, что это будет помойка с клопами и муравьями. И мяса на шведском столе вы там не найдёте, разве что соевую колбасу. Это такая экспресс-диета, так как свинина и говядина в азиатских странах дорогое удовольствие и есть оно только в отелях 4–5 звёзд. Чтобы поехать в Египет и не жаловаться, надо заплатить 50 тысяч с человека. В Европе и в трёхзвездочных можно жить. В Доминиканской Республике в трёшке будут кормить омарами и крабами, но если это трёшка на Кубе, то лучше вообще не ехать. 

 

Деньги назад редко кто требует. Турменеджер ведь всегда высылает ссылки на отели, где можно почитать отзывы, рассказывает, какой аваикомпанией лететь, в общем, готовит морально. Был период, когда в Египте объявили чрезвычайное положение и людей эвакуировали задолго до окончания их отпуска. Или вообще отменяли уже купленные туры. В этом случае, да, туристы требовали возврата денег. И получали их, но не от турфирмы, а от страховщиков. 

 

Часто жалуются на проблемы с задержками рейсов. Ждать вылета на чартерном рейсе четыре часа — это нормально. Потом оказывается, что некоторые рейсы, которые заявлены как прямые, дозаправляются где-то по пути. На самом деле они просто экономят на двух самолётах: половину людей отправляют в Анталью, а потом летят дальше в Египет. В результате вместо четырёх часов летишь шесть. 

 

 

О корпоративном туризме

Турфирмы также занимаются корпоративными клиентами — большими компаниями, сотрудники которых ездят в другие города. Они имеют головные офисы за границей и чаще всего работают только по безналичному расчёту. Поэтому они ищут себе поставщика, который организует им такси, пусть и со своей накруткой, и предоставит все отчётные документы. В этом сегменте крутятся самые большие деньги. Бюджет обычно составляет один-два миллиона рублей на два дня: снимается 12 залов отеля Corintia, всех возят до аэропорта и гостиницы. Я смеялась, когда люди не могли пройти пешком 500 метров от Московского вокзала до отеля и компания платила за это порядка 1 500 рублей в одну сторону — это фиксированная цена трансфера. При этом себестоимость мероприятия может быть миллион, а выручить за него можно два. Так что в деловом туризме реально можно заработать. 

Всё чаще бывают не просто конференции с флипчартом и фирменными блокнотами. Люди хотят развлекаловку, если иностранцы — медведей с водкой. Ни одна конференция в Петербурге не проходит без гала-ужина и водки. Как то у моей группы было запланировано катание на корабликах, куда входил бокал шампанского. Откуда-то взялся крепкий алкоголь, и когда лодка приехала обратно, все уже были никакущие. 

Откуда-то взялся крепкий алкоголь,
и когда лодка приехала обратно, все уже были никакущие

 

О горящих путёвках

Люди думают, что ближе к дате вылета цена тура будет ниже, просят постоянно мониторить предложения, проверять. На самом деле хороший менеджер должен знать, что горит, а что нет. Если за неделю путёвка в Доминикану стоит 50 тысяч, то за два дня цена может упасть до 35, если сезон походит к концу. Можно вообще за 8 тысяч улететь в Турцию. Такое случается, когда туроператоры внесли предоплату за самолёты и отели и готовы уйти в минус, но хоть как-то отбить деньги. 

Горящие путёвки могут действовать только на определённые даты. Туристы уверены, что если они пойдут в фирму под названием «Горящие путёвки», то там будет дешевле. Обычно эти компании даже не заморачиваются с мониторингом и работают за счёт своего имени. Но информация о таких турах есть в свободном доступе у всех турфирм. 

Менеджеру по туризму необходимо работать и по вечерам, и в три часа ночи, потому что цены у операторов меняются постоянно. Зависит от того, как отреагируют покупатели. Если оператор видит, что на определённые даты ничего не бронируют, он снижает цены на билеты, а если видит спрос, то может резко поднять. 

 

 

О турах по Европе

Есть ещё такой подвид, как автобусные туры по Европе. Это доступно нашему туристу и очень ему нравится. Что-то типа вся Европа за 15 тысяч рублей. Контингент там подбирается пьющий, люди без фантазии и денег. Присутствие в каждом городе составляет буквально два часа. Если это даже три дня во Франции, то всё время ты мотаешься по обязательным экскурсиям — фабрикам парфюмерии и так далее. Кроме того, обычно туры не включают в себя питание. А по дороге тебя останавливают в местах, которые опять же платят комиссию: сэндвич будет стоить 10 евро, туалет — 2, бутылочка воды — 5, и в итоге ты тратишь ещё тысячу рублей, просто чтобы поесть. И ещё вход в музей за дополнительную плату. Моя подруга так потратила 65 тысяч, хотя тур стоил 15. За эти деньги можно было прекрасно отдохнуть в Париже самостоятельно. 

Если это даже три дня во Франции, то всё
время ты мотаешься по обязательным экскурсиям

О сотрудниках турфирм 

Чаще всего в турфирмах работают люди, которые сами любят путешествовать. У них есть приятный бонус: они получают все предложения первыми и могут отхватить дешёвые билеты. Небольшие фирмы берут людей без опыта и самостоятельно их обучают. Большие туроператоры требуют опыт работы от года и, обычно, специализацию на какой-то стране. 

Сейчас на рынке туризма такая конкуренция, что продажники уже не занимаются накручиваем цен. Тем более всё можно самому посмотреть в интернете, на том же «Слетать.ру». Конечно, они работают в основном на проценте с продаж, поэтому им выгоднее продать те туры, что изначально стоят дороже. Но туристы не глупые и приходят к фирме с уже сформировавшимся представлением о цене. 

 

Я бы не сказала, что турфирмы близко общаются: смысла нет, они же все прямые конкуренты. Но есть интернет и печатные базы туристических фирм с указанием электронных адресов и телефонов, и когда надо продать какой-нибудь отказной тур, просто делается имейл-рассылка. Турфирмы-изгои, конечно, появляются. Был такой «Мир путёвок», они постоянно обманывали туристов: брали деньги, но никуда людей не отправляли. С ними судились, но у нас же в стране это долгий процесс. По всей видимости, когда они накопили себе на резиденцию в Лондоне, взяли и закрылись. По этой же базе турфирм делается рассылка о недобросовестных поставщиках или турфирмах, с просьбой уведомлять туристов.

 

 

О судьбе пакетных туров 

Есть мнение, что всё движется к полному исчезновению пакетных туров и люди будут сами организовывать свой отдых. Но лететь в Таиланд или другие страны у моря по путёвкам всё равно дешевле и удобнее, особенно тем, кто не хочет особо напрягаться. 

Туроператоры тоже говорят, что у них всё идёт хорошо. В ту же самую Чехию тур стоит 12 тысяч рублей, за такую цену самому ничего не найти. Многие, кто любит путешествовать сами, берут пакеты и потом уже перемещаются по стране как считают нужным. В экзотические страны люди обычно ездят самостоятельно — туда в принципе редко продают пакетные туры.

Сама бы я хотела заняться туризмом в пределах России. У нас плохо развита ниша экстремальных туров: на велосипеде ездят по Европе, дикарём — в Азию, по горам — в Перу, а не на Камчатку, во Владивосток. Но всё усложняется тем, что поехать в тот же самый Египет в разы дешевле, чем купить билет во Владивосток. Про Перу и экипировку для велосипедного путешествия я вообще молчу. И здесь многое зависит не от нас. Сделать бюджетные полёты по России для наших граждан, на мой взгляд, прямая обязанность нашего правительства. Был лоукостер «Авианова», но прикрыли, а жаль: мы с друзьями, например, за копейки тогда слетали в Калининград. А сейчас билеты стоят столько, что легче улететь на семь дней в какую-нибудь попсовую страну. Решать этот вопрос нужно на уровне государства. 

 

 

Иллюстрации: Маша Шишова