Стоматолог Сотрудник стоматологической клиники анонимно рассказал The Village о том, как обманывают при лечении, почему не надо бояться зубных врачей и что такое «унитаз во рту»
Пациента очень легко обмануть — он лежит в кресле с открытым ртом: тут погладили, тут чем-то ткнули, что-то включили и выключили. Вместе с этим теряется чувство времени, нет понимания, когда это всё должно закончиться. Я часто вижу результаты такой работы, но медицинская этика не позволяет говорить, что предыдущий врач что-то сделал плохо. Такому подходу учат в университетах.
Обучение
На стомате учатся пять лет, на год меньше, чем на остальных медицинских факультетах. Изучают те же общие дисциплины, но курс предметов сокращён. Самые частые реплики, которые мне приходилось слышать от преподавателей и однокурсников: «Ну вы же стоматологи, зачем это вам?» или «Да я стоматолог, мне ваши почки и печень вообще не нужны, ставьте зачёт, и я пойду».
Многие студенты знают, что в конце обучения им купят клинику. Их родители либо стоматологи, либо просто очень обеспеченные люди. Получают образование они, грубо говоря, для галочки — и в конечном итоге займут руководящую должность. В одном из самых крупных медицинских вузов Петербурга очень много таких — приезжают на дорогих автомобилях, общаются с преподавателями чуть ли не на ты. Поэтому количество стоматологических клиник растёт в геометрической прогрессии — в некоторых районах они встречаются даже чаще, чем продуктовые магазины.
Многие начинают работать ещё во время учёбы — примерно с третьего курса. В основном студенты идут ассистентами врача в частные клиники — делают снимки, подают инструменты (так называемая работа в четыре руки). В этой же клинике можно построить свою карьеру: сначала ассистировать, затем стать гигиенистом, а после окончания интернатуры — врачом.
Зарплата и цены на услуги
Врачи в городских поликлиниках зарабатывают вполне достойно, и у них всегда есть возможность сделать левак. Обычные пациенты по записи сидят с талончиками в коридоре и ждут очереди, но можно провести своего человека, который заплатит сразу на руки. В частной клинике такое просто невозможно: все пациенты проходят через администратора, а он заполняет отчёт, который потом передаёт начальству.
Цены на стоматологические услуги задаются рынком: учиться дорого (в среднем 70 тысяч рублей за семестр), оборудование, материалы и содержание клиники тоже обходятся недёшево. При этом в крупных городах достаточно много бюджетных поликлиник, которые оборудованы по последнему слову техники. Стоматологические кабинеты не хуже, чем в частных. Но по страховке могут поставить бесплатно только обычную пломбу, а вот за улучшенный материал уже придётся заплатить. Это не значит, что обычная пломба хуже — просто сейчас появились другие материалы, которые чуть прочнее и эстетичнее, они полностью имитируют структуру зуба. Цвет обычной пломбы может не совпадать с цветом зуба. Но качество прежде всего обеспечивает врач, который эту пломбу ставит. Если есть лишние деньги, то ставьте улучшенный материал, если нет — то ходите с обычной пломбой, ничего фатального. Самая простая ДМС, как правило, включает в себя профессиональную чистку зубов раз в год и лечение неглубокого кариеса.
Если есть лишние деньги, то ставьте улучшенный материал, если нет — то ходите
с обычной пломбой, ничего фатального
Бывает так: врач в поликлинике говорит, что у вас пульпит. Страховка покрывает только лечение кариеса, поэтому нужно будет доплатить. Если вы соглашаетесь, то деньги идут в карман врачу.
В частных клиниках часто объявляют промоакции. Их цель — привлечение новых клиентов в расчёте на то, что какая-то их часть останется на более сложное и дорогостоящее лечение. На акциях обычно работают начинающие врачи, используются материалы попроще, а это может повлиять на конечный результат. Но хороший специалист даже из простого материала может сделать всё надёжно и качественно, а плохой — наоборот. Бывает, что некоторые акции идут вразрез со здравым смыслом. Не так давно по всему городу висела реклама имплантатов за 10 тысяч рублей. В среднем такая работа стоит 20–25 тысяч, всё зависит от системы: если имплантаты израильские, то цена ниже, если немецкие и американские, соответственно, — выше. Но 10 тысяч — это совсем неадекватная сумма. Потом к нам обращались пациенты из этой клиники — работа была выполнена очень посредственно.
О коллегах
Я работаю в частной клинике, и в коллективе у нас почти семейные отношения. Как-то раз мы с коллегами пошли на вечеринку, под утро добрели до клиники, открыли её и отсыпались в стоматологических креслах.
В основном мои коллеги молодые и красивые люди, поэтому без романтических историй с пациентами не обходится. Со своим молодым человеком я познакомилась именно здесь. Случаются и служебные романы — наш хирург по телефону записался на последний приём к одной из стоматологов, и в назначенный час курьер привёз ей огромный букет цветов. Этот жест прекрасен со всех сторон — во-первых, приятный сюрприз, во-вторых, она смогла уйти домой пораньше.
У нас общая раздевалка, и никого это особенно не смущает. Очень часто мы обмениваемся шуточками наподобие «ого, ты видела, какая у него задница». Моменты стеснения стёрлись ещё в медицинском вузе, когда мы поняли, что разница, которая между нами есть, уже давно досконально изучена. Мой знакомый учился рядом с одним из петербургских медицинских институтов и вместе с другом ходил кадрить студенток-медиков. Мотивировал тем, что врачи более цинично относятся к жизни, у них нет комплексов, в отличие от студенток, скажем, филологического факультета.
Моменты стеснения стёрлись ещё
в медицинском вузе, когда мы поняли, что разница, которая между нами есть, уже давно досконально изучена
О пациентах
Подарки нам дарят регулярно — в основном то, что можно купить по дороге в клинику. Естественно, самые популярные наименования — торты и чаи. Но бывают и корзины экзотических фруктов, и кофе в бумажных стаканчиках. Работница театральных касс, наша постоянная пациентка, регулярно приносит билеты. Всё, что нам дарят, мы едим за общим столом.
Бывают очень странные гости. Однажды зимой в дикий мороз к нам в клинику прибежал мужик в белом махровом халате, пластиковых тапках и с бейджем на груди. Издалека мы даже подумали, что это какой-то врач. Но когда он подошёл к ресепшену, выяснилось, что на бейдже написано «старший администратор мужского банного отделения». Оказывается, он тут работает недалеко в каких-то элитных банях. Сказал, что терпел пару месяцев, а сейчас уже просто сил нет, баню затопил и к нам убежал в чём был. В итоге удалили ему сразу три зуба. Во время приёма ему постоянно звонили, искали его, и он просил нас отвечать. Мой ассистент даже записала в баню несколько человек.
В другой раз к нам пришёл довольно взрослый мужчина с ярко-зелёными зубами, которому казалось, что один бугорок на пломбе последнего зуба ниже другого. Как он это рассмотрел, загадка. Оказалось, что лечится он только народными средствами и пьёт какие-то специальные отвары трав. Цвет зубов его вообще не смущал, а какой-то незаметный бугорок ему помешал.
Коллеги рассказывали абсолютно безумную историю. Несколько лет назад в одну круглосуточную петербургскую клинику в середине ночи приехал парень из клуба. Он плакал и говорил, что у него болят три зуба, что их срочно нужно удалить, но у него нет денег и он хочет взять кредит. Вот тут очень сложно сказать, казалось ему это или нет. Но в итоге зубы удалили, и он поехал веселиться дальше.
О паническом страхе перед стоматологическим кабинетом
Обычно боязнь перед походом к стоматологу является следствием психологической травмы, полученной в детстве. Сильная боль, мрачный кабинет, злой врач — да что угодно. Некоторые готовы тянуть до последнего, потому что в предыдущий раз их некачественно и недобросовестно пролечили. Поэтому многие обращаются к стоматологу в тот момент, когда не действуют даже обезболивающие.
В частных клиниках есть возможность сидеть с пациентом сколько угодно и просто разговаривать — о его проблеме, о предстоящем лечении или вообще о даче и огурцах, неважно. Пациент посидит, успокоится, уйдёт, а потом уже возвращается готовым к дальнейшим действиям. В поликлиниках есть регламентированное время каждого приёма — там не будут тратить время на человека, который не настроен на лечение.
Главное — раз и навсегда понять одну простую вещь: за последнее время технологии ушли далеко вперёд, и теперь самое страшное, что нужно пережить пациенту на приёме у стоматолога, — это анестезия. Причём даже болезненность укола можно уменьшить с помощью специальной аппликационной мази, которая наносится на слизистую оболочку. Эффект у неё примерно как у лидокаина. В итоге пациент не чувствует за всё время приёма практически ничего. Можно попросить врача комментировать все свои действия или договориться о каких-нибудь специальных жестах, с помощью которых пациент просигнализирует, если ему дискомфортно. За неделю до приёма можно попить успокоительные.
В частных клиниках есть возможность сидеть с пациентом сколько угодно и просто разговаривать —
о его проблеме,
о предстоящем лечении или вообще о даче
и огурцах, неважно
Наверно, единственное исключение — это пульпит на последней стадии, когда воспалительная среда имеет кислотность, которая нейтрализует анестетик. Это крайний случай, такие зубы не обезболиваются. Лишнее доказательство того, что затягивать категорически нельзя.
Есть люди, которые никак не могут преодолеть свой страх. Одна моя пациентка приходит на приём только с родственниками, они держат её за руку. По-другому она не может никак. А девушке уже 26 лет. В стоматологическом кресле она сразу перестаёт себя контролировать. Убирает мои руки, трясёт головой, плачет, теряет сознание. Тут помогает только нашатырь, долгие разговоры и присутствие близких людей.
Некоторые люди от страха становятся очень агрессивными. Однажды к нам забежал мужчина с острой болью, он кричал, матерился и угрожал, что всех сейчас засудит или убьёт. Одна из моих коллег всё-таки набралась смелости и смогла уговорить его пройти в кабинет. В итоге он оказался приличным и интеллигентным человеком: каждый раз, проходя мимо, спрашивал, как дела, пару раз даже тортик приносил.
Сейчас есть много способов создать максимально комфортные условия для пациента. Например, подушечки, чтобы было удобно лежать, или тёмные очки, чтобы не светить пациенту лампой в глаза. Распорки на челюсть или те же слюноотсосы — это же просто замечательные изобретения! Бывает, что люди приходят напуганные и взволнованные, а на втором или третьем приёме засыпают и даже при этом похрапывают. У них во рту стоят распорки — так что рот сам не закроется.
Ещё у нас постоянно играет музыка — это тоже расслабляет. Обычно мы включаем радио, самые популярные станции — «Монте Карло», «Эльдорадио» или «Европа плюс». В общем, стараемся ставить что-нибудь лёгкое и мелодичное. Раньше слушали «Максимум», но когда в эфире начинались «Нуждики», это саботировало рабочий процесс: пациенты хохотали с открытым ртом, да и мы с ассистентом еле сдерживались. Директор нашей клиники вообще всегда работает только под своё любимое «Дорожное радио».
О стоматологических тенденциях
Писк моды в эстетической стоматологии — это виниры. Их ещё очень часто сравнивают с накладными ногтями. Переднюю группу зубов облицовывают керамикой, а пациент приобретает голливудскую улыбку. Бывает, просят поставить виниры, цвет которых вообще не выглядит натуральным. Мы называем такую фаянсово-белую челюсть «унитазом во рту». Кстати, в Америке «унитаз» — это результат хорошей работы. В России же любой специалист скажет, что это вопиющее негодяйство.
До сих пор многие приходят приклеивать стразы. Причём не только молодые барышни, но и довольно взрослые женщины. Очень часто приходится отговаривать, потому что такое украшение подходит только обладателям идеальной улыбки. Стразы акцентируют внимание на зубах, все дефекты становятся в десятки раз заметнее.
Мы называем
такую фаянсово-белую
челюсть «унитазом
во рту»
О правильном уходе за зубами
К сожалению, у нас в стране не сформирована культура чистки зубов. А ведь самый верный способ снизить вероятность стоматологических заболеваний — это просто правильно чистить зубы и использовать флосс, то есть зубную нить. Считайте, вы сделали максимум. В интернете очень много обучающих видео на эту тему — нужно проделывать определённые подметающие движения снизу от десны к коронке зуба.
Если нет особых показаний, пасту можно использовать любую. Очень хорошие отечественные марки — «Новый жемчуг» и Splat, а вот многие широко разрекламированные совершенно ничего не дают зубам: все эти невероятные по своим способностям новинки чистой воды маркетинг. Налёт от сигарет и кофе вообще можно убрать только после чистки зубов у стоматолога. Для твёрдого налёта используется ультразвук, для налёта курильщика — пескоструйные приборы.
О просьбах друзей
Я приучила своих знакомых и друзей записываться на приём, если их что-то беспокоит. Поначалу были ситуации, когда даже в клубе на меня нападали приятели с просьбой посмотреть, что у них там не так, и ещё фонарик включали на телефоне. Пару раз я даже смотрела.
О том, как избежать обмана
Есть хороший способ избежать лечения мифического кариеса. В некоторых клиниках есть интраоральные камеры и специальные мониторы, с помощью которых врач сможет сразу указать пациенту проблемные участки. Но если таких приборов нет, то можно провести проверку и с помощью обычного зеркала. Есть и тонкие моменты — например, кариес между двух зубов, его тяжело разглядеть. Но тёмные пятнышки пациент всегда замечает. Вообще очень хорошая, но, к сожалению, редкая практика — показывать пациенту челюсть до и после лечения. В идеале зуб с пломбой выглядит как здоровый зуб. Восстановление всех бугров и фиссур — это уже скорее творческий подход, но говорит о высоком профессионализме стоматолога. Пломбу, которую просто вогнали на поверхность зуба, мы называем пеньком. «Тут самолёт можно запарковать», — это значит, что анатомическая структура не воссоздана.
Вообще очень хорошая, но,
к сожалению, редкая практика — показывать пациенту челюсть
до и после лечения
Иллюстрации: Маша Шишова
Текст: Екатерина Суменкова
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.