Сценарист плохих телевизионных сериалов The Village анонимно поговорил с несколькими сценаристами о том, что запрещено показывать в сериалах о полицейских и какой должна быть главная героиня любовной мелодрамы
Сценарист сериалов о полицейских
Я писал сценарии для сериала о частных детективах. Когда я устраивался на эту работу, продюсеры искали свежую кровь и собрали всех соискателей в кинотеатре. Помещение было переполнено, но большую часть желающих составляли домохозяйки, которые считали себя готовыми сценаристами. Кто-то предложил историю о том, как молодой человек подарил своей девушке сердце свиньи, — её, конечно, отсеяли. Но в целом сценарии телевизионных сериалов не всегда пишут профессионалы. У моего сериала было много авторов, и один из них даже работал крупье в казино.
Продюсерам нужен строго определённый продукт. К тому моменту, как меня отобрали на проект, сериал шёл уже несколько лет, и у него были чётко прописанные рамки. Мне выдали «библию» сериала — в ней были указаны характеристики героев, что они могут, а что не могут делать. Главными персонажами оказались двое бывших полицейских, занимавшихся расследованием преступлений. Если один следователь — Жеглов, то второй — Шарапов. Каждая серия — новая история.
Об ограничениях
Написание одной серии занимает одну неделю, а платят за неё примерно 30 тысяч рублей. Сперва надо придумать, как дело попадает к детективу: сыщик не может просто идти по улице и неожиданно встретить клиента, всё должно быть органично. Кроме того, в сериале всегда должна торжествовать справедливость. Это требование любых подобных проектов: на улице законы не работают, но на экране всё должно быть иначе.
В сериалах о правоохранительных органах ни в коем случае нельзя ругать полицейских. Нельзя касаться общественной повестки, не должно идти речи о политике и коррупции. Однажды я предлагал историю коррумпированного чиновника, но её отклонили. Главный фокус подобных сериалов — простые житейские истории. Любовь, ненависть, зависть. Труп — необязательно, а несколько трупов — совсем редкость. Главное — чтобы была кража, грабёж, насилие, а вокруг этого строилась закрученная история.
Сериал должен быть написан так, чтобы его можно было снять максимально дёшево. На учёбе нам говорили, что место действия нужно менять, а то во многих фильмах всё происходит либо на кухне, либо во дворе. Но зачем ради съёмок куда-то ехать, если люди и так смотрят эти сериалы? Однажды мне разрешили вставить в серию погоню на мотоцикле, но в итоге ничего не сняли: решили сэкономить бюджет и обошлись без погони.
Чего хотят продюсеры
Главная идея продюсеров сериалов — показать персонажа, который днём ведёт обычную жизнь, а по ночам превращается в Супермена и борется со злом. Мне предлагали писать сценарии про людей героических профессий — например, про пожарных. Когда я сказал продюсеру, что ничего про них не знаю, он ответил, что про полицейских тоже никто ничего не знает, а все пишут. Ещё мне предлагали сделать сериал про мента-робота, которого коллеги по отделению полиции считали выходцем из Прибалтики. Сперва меня это шокировало, но потом я подумал — а почему бы и нет? Я решил сделать комедию о роботе, который сперва не понимает, как можно брать взятки с водителей на дороге, но потом делает это, как и все окружающие. Но идею не одобрили: в сериалах могут появляться отдельные убийцы и насильники, но все полицейские обязаны быть честными.
Однажды я написал заявку на сценарий — современную адаптацию «Дубровского» про ссору двух друзей. Один из героев — авторитетный бизнесмен, другой — честный бедный мужик, с которым у бизнесмена произошёл конфликт из-за земли. Бедного поддержали местные жители. В конце истории в город должен был приехать ОМОН с дубинками и всех забрать. Мою заявку отправили на НТВ, но там сказали, что это неправдоподобно: ОМОН людей у нас не забирает.
Мне предлагали сделать сериал про мента-робота, которого коллеги по отделению полиции считали выходцем из Прибалтики
Почему это смотрят
Плохие телевизионные сериалы снимают потому, что их смотрят зрители.
А зрители смотрят плохие сериалы потому, что их показывают телеканалы, — замкнутый круг. Продюсеры не хотят рисковать, и поэтому съёмки сериалов про полицейских продолжаются по инерции. Почему это до сих пор популярно? Люди злорадны и любят смотреть, как наказывают за жадность их неприятных соседей: «Ты плохой, а я не такой».
Хороших сериалов на российском телевидении нет из-за цензуры и самоцензуры. Сценаристы боятся написать лишнее, а продюсеры — что их отлучат от канала. Если ты работаешь для федерального телевидения, приходится ужом на сковородке извиваться, чтобы обойти все ограничительные флажки.
В нашем обществе — классическое двоемыслие: на улице ты сталкиваешься с полицейскими, чиновниками, бюрократами и чувствуешь от этого в лучшем случае дискомфорт. А по телевизору все честные. Уверен: если написать правдивый сценарий и назвать вещи своими именами, сериал получит хороший рейтинг.
Сценаристка телевизионных мелодрам
Основной зритель телевизионных мелодрам — жительницы регионов. Классический сюжет, на который должен ориентироваться сценарист, — фильм «Москва слезам не верит». Автор должен описать простую жизненную историю врача, учителя или сотрудницы кондитерской фабрики — никаких сценариев про жён олигархов, актрис или журналисток. Трудности главной героини должны быть бытовыми — такими, с какими сталкиваются все обычные женщины. Статистика показывает: чем больше происходящее в сериале похоже на правду, тем выше рейтинг.
Непреложное правило телемелодрам — счастливый конец. Главная героиня должна со всем справиться и найти своё простое женское счастье. По канонам жанра женщина — это прежде всего жена и мать. Героиня должна придерживаться традиционной системы ценностей, и счастье она может обрести лишь в кругу семьи и близких. На моей памяти не было истории, где бы женщина ушла от мужа, занялась своей карьерой и стала от этого счастлива.
Все продюсеры хотят, чтобы героиня сериала обладала лишь положительными качествами. Она не может совершать аморальных поступков — отбить мужчину, бросить престарелую мать или подставить кого-нибудь на работе. Довольно жёстко относятся к съёмкам курения или употребления алкоголя на экране: героиня сериала не может хлопнуть рюмку водки в кадре.
У телевизионных мелодрам много авторов, но мало кто из них правильно понимает формат. Авторам-мужчинам этот жанр даётся не очень легко: они не понимают женскую психологию, и часто их героини совершают нелогичные с женской точки зрения поступки. Когда женские мелодрамы только стали появляться, они были новы, и их смотрела вся Россия. Но очень скоро стало понятно, что рамки жанра достаточно жёсткие и в них работает ограниченное количество сюжетов. За прошедшие годы в телемелодрамах было уже всё, поэтому иногда возникает ощущение, что это бесконечный фильм про одну и ту же женщину.
Героиня должна придерживаться традиционной системы ценностей,
и счастье она может обрести лишь в семейном кругу
Иллюстрации: Настя Григорьева
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.