Люди в городе: Русские дворники в Кронштадте Петербургская редакция The Village отправилась в Кронштадт, где в качестве эксперимента всех дворников-мигрантов заменили на местных, и узнала, что из этого вышло.
В Кронштадте дворников-мигрантов заменили россиянами: это результат эксперимента, который местная администрация во главе с Терентием Мещеряковым начала три месяца назад. По мнению чиновников, ничего общего с дискриминацией такая «смена состава» не имеет: всё делается ради борьбы с нелегальной миграцией и в интересах местных безработных. Эксперимент признали удачным, проведённый опрос показал: большинство жителей Кронштадта довольны изменениями. И пока в городе обсуждают, как повторить то же самое с водителями маршрутных такси, The Village встретился с теми, кто сейчас занимается уборкой дворов на острове, и выяснил, что их не устраивало в иностранных коллегах и почему стране так важно избавиться от трудовых мигрантов.
Ольга, 38 лет
Работает дворником:
3 месяца
Идея заменить всех приезжих россиянами,
может, и неплохая, но где же взять
столько желающих?
«До этого я тоже работала дворником, но в Петербурге, на Петроградке. Десять лет назад я приехала сюда из Демьяново (Кировская область). Дворником работаю из-за жилья, нам дают ведомственные квартиры — это удобно. Недавно увидела на «100ТВ», что в Кронштадт нужны дворники, и решила переехать сюда. Городок небольшой, спокойный, приятный — это стало решающим фактором. Петербург для меня слишком шумный.
Идея заменить всех приезжих россиянами, может, и неплохая, но где же взять столько желающих? Немногие местные идут на эту работу — в основном это приезжие, из Петербурга в том числе. Я спокойно отношусь к приезжим. Конечно, лучше бы оставались и работали у себя, но раз уж приехали — пусть трудятся. Почему нет?
Вообще все работают по-разному, но зависит это не от национальности, а от человека. Хотя мне кажется, граждане РФ более ответственно подходят к своим обязанностям. Не потому, что они лучше, а потому, что есть ради чего. Я приехала, мне дали жильё — за эту должность стоит держаться. Они же приезжают заработать. На сезон плюс-минус. Заработали и уехали. Потому, бывает, подходят к работе не особенно ответственно».
Сергей, 53 года
Работает дворником:
13 лет
Год назад они сдавали свои инструменты на металлолом, мы потом забирали оттуда тачки и лопаты.
«Сам я приехал из Астаны (Целинограда), из Казахстана. Сначала работал сантехником, потом пошёл в дворники: тут коллектив лучше. Я часто говорю, что нам нужны только русские дворники. Потому что приезжие не работают. Если 2-3 % из них трудятся, это хорошо. А остальные все непонятно чем занимаются. Год назад они сдавали свои инструменты на металлолом, мы потом забирали оттуда тачки и лопаты. И у нас постоянно были конфликты на почве русского языка. Ведь в коллективе они должны говорить так, чтобы всем всё было понятно. А они между собой говорят по-своему, сколько ни проси. Потому Мещерякова я поддерживаю, думаю, он порядок тут наведёт.
Дворник — это человек, который должен поддерживать не только чистоту, но и порядок. В дореволюционное время он был дворецким, это было высоким званием. Человек, который заведует всем и знает всё. Я убираю в своём дворе, и я знаю всё о доме и людях. Я знаю, где чья машина и кому нужно позвонить, если нужно её отогнать. Мигрантам это не надо: они приезжают и уезжают. А работа ограничивается уборкой».
Марина, 35 лет
Работает дворником:
1 месяц
Когда я жила тут раньше — приезжих дворников было много. И нормально убирали. Не хуже наших сейчас.
«Я раньше жила в Кронштадте, потом переехала в Петербург. Прошло несколько лет, и захотелось обратно, так как город нравится: небольшой, спокойный и безопасный для ребёнка. Эта работа — способ вернуться обратно, да и физический труд я люблю. Сейчас я убираю небольшую территорию — две помойки и газон. Взялась ещё дополнительно убирать подъезды в четырёх домах. Выходит где-то 20 тысяч.
Выселить прошлых дворников давно стоило, потому что они создают конфликты, качают права, которых, в общем-то, тут не имеют. Да и много их. Едешь в автобусе — одни мигранты, идёшь в магазин — одни мигранты. Москва, Петербург, теперь и Кронштадт. Русских вообще почти не видно. Кроме того, из-за них нам нет работы. Я как-то хотела устроиться в супермаркет «ОКей». Спросила, а мест нет. Смотрю, а в зале убирают эмигрантки. Я бы пошла на ту зарплату, но всё занято.
Хотя к их работе придраться сложно. Когда я жила тут раньше, приезжих дворников было много. И нормально убирали. Не хуже наших сейчас. Я слышала, что говорят, мол, мигранты убирают лучше, а русские ленивы. Может быть, так и есть. Они действительно больше стараются, показывают, что умеют работать. Потому что работа для них важна, и они её ценят: им нужно поддерживать семьи у себя на родине».
Светлана, 40 лет
Работает дворником:
11 лет 6 месяцев
Те, кто говорит, что русские ленивые, скорее всего, просто видели только дворников-алкашей. Таких берут только в крайних случаях,
когда больше некого.
«Раньше я работала воспитателем в детском саду, но обстоятельства сложились так, что пришлось уйти. С работой дворника я была знакома: моя мама проработала тут 40 лет, я ей в детстве помогала и потому освоилась быстро.
Ещё полтора года назад половину моей бригады составляли мигранты. Сравнивать работу россиян и не россиян сложно и неправильно. Все люди разные, вне зависимости от национальности. Есть работяги, а есть бездельники. Есть и отзывчивые, есть и те, кому по барабану. Одни подходили ответственно, а другие просто бродили по участку бесцельно. Они все разные… как и мы.
Те, кто говорит, что русские ленивые, скорее всего, просто видели только дворников-алкашей. Таких берут только в крайних случаях, когда больше некого. Вот у нас сейчас я даже вспомнить никого такого не могу. Да и нету, наверное. А мигрантов любят, потому что те готовы всегда прийти на помощь. Помочь при переезде? Не вопрос. Деньги платите и всё сделают. Русские тоже помогут, но попросят намного больше.
Когда я начинала работать, приезжих не было вообще. Потом они начали появляться, по одному-два человека. Первая реакция была очень положительной: в основном это были мужчины, а сильных работников тогда не хватало. Мы были им рады. А когда их стало больше — мы начали волноваться. Я не против мигрантов, но не в таких масштабах».
Ольга, 26 лет
Работает дворником:
4 года
Я крайне лояльна к иностранцам,
но и не против инициативы Мещерякова. Возможно, так лучше.
«В Кронштадте я живу давно. Раньше я была продавцом, но с радостью надела спецовку дворника: удобный график (вечер всегда свободный и можно провести его с детьми) и стабильная зарплата, которая не зависит от продаж или настроения начальника. Когда только пришла на эту должность, стеснялась: меня же здесь знают, что люди подумают? А сейчас всё нормально. Вижу, что работой довольны и относятся с уважением.
В городе мигрантов много, но негативных или особенно позитивных настроений к ним нет. Есть те, кто им рад, есть те, кто их действительно не любит. Как и везде. Они приезжают, работают, зарабатывают деньги — в этом не вижу ничего плохого. Я крайне лояльна к иностранцам, но и не против инициативы Мещерякова. Возможно, так лучше. Ведь, работая в бригаде, мы общаемся, взаимодействуем. А когда коллеги игнорируют русский язык и говорят на своём, мы их не понимаем. Это некрасиво, непривычно, неприятно. С русскими легче, вот и всё.
Несколько лет назад в моём дворе убирали мигранты. Причём делали это целыми семьями. Убирали они действительно хорошо и ответственно, но смотреть на это со стороны было забавно. Родители убирают, а дети помогают. Даже самые маленькие бегают следом с совком. Все вместе метут, друг друга поддерживают. Честно: это выглядело мило и красиво.
Ситуация в Москве мне непонятна. Почему все идут под одну гребёнку? Один что-то сделал, и начинаются рейды, облавы. Зачем? Думаю, это накопившаяся ненависть. Мне тоже было неприятно за „своих ребят“ после того инцидента. Но я не готова к бездумной расправе».
Фотографии: Дима Цыренщиков
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.