Молодые самогонщики — о любимых напитках «Самогон — это не мутная жидкость из „Деревни Дураков“»
Изготовлением самогона занимались еще древние римляне, египтяне и греки, использовавшие глиняные сосуды и трубки для отделения эфирных масел от воды. На Руси первые самогонные аппараты, как и многие другие западные изобретения, сначала приняли враждебно. Впрочем, к 19 веку в России произошел расцвет самогоноварения. Бороться с этим начали в СССР при Сталине. За изготовление и сбыт самогона грозила уголовная ответственность — до 7 лет исправительно-трудового лагеря, без сбыта — до 2 лет. Тем не менее, многие не прекратили производство и ушли в подполье.
Сегодня в России разрешается гнать самогон дома, но продавать его нельзя. С 2002 года самогоноварение больше не является административным правонарушением. Самогонные аппараты делают в промышленных масштабах и свободно продают по всей стране. А вот за продажу алкоголя могут оштрафовать на сумму до 2 500 рублей (с конфискацией аппарата и продукции).
The Village Екатеринбург поговорил с четырьмя уральцами о том, как и зачем они стали гнать самогон, какие напитки можно сделать дома, правдивы ли слухи о взрыве самогонного аппарата и насколько себестоимость самогона дешевле розничного аналога.
Текст
Фотографии
Татьяна Осипова, 29 лет
Самогонщица с 3-летним стажем
О себе и самогоне
Я из Первоуральска. Для меня самогоноварение — и хобби, и основная работа. Я возглавляю несколько розничных магазинов по продаже дистилляторов и сопутствующих товаров. Кроме того, воспитываю пятилетних двойняшек. Особо скучать мне не приходится.
Однажды мой муж купил самогонный аппарат. В то время у наших знакомых уже были дистилляторы. Попробовал в домашних условиях перегнать, поэкспериментировать — получилось. Потом нам пришла идея открыть магазин по продаже дистилляторов, и спустя несколько месяцев нам это удалось.
Сначала я смеялась над самогоноварением. Думала, что самогон — это что-то невкусное, мутное, дурнопахнущее. Так думает многие люди, ничего не знающие об этом напитке. Потом я увлеклась — довольно быстро научилась. Конечно, было много ошибок: много литров пришлось вылить.
Об интересе к самогонаварению
Самогоноварение пользуется большим спросом. Когда мы с мужем открывали магазин, то боялись, что бизнес не взлетит, и к нам будут приходить только алкаши. Потом выяснилось, что народ очень активный и разный. У нас бывают покупатели о 18 до 70 лет. Чаще всего это военные в отставке, на пенсии.
В последнее время все больше становится молодежи. Недавно пришли совсем юные ребята, которым недавно исполнилось 18 лет. Я спросила, зачем они решили этим заняться. Они ответили, что устали травиться магазинным алкоголем.
Недавно пришли совсем юные ребята, которым недавно исполнилось 18 лет. Я спросила, зачем они решили этим заняться. Они ответили, что устали травиться магазинным алкоголем
Люди, которые серьезно занимаются самогоноварением, не уходят в загул. Как правило, они любознательные и заинтересованные в своем деле. Они всегда чем-то делятся друг с другом, рассказывают рецепты, встречаются. Есть много форумов и сообществ. Все самогонщики разные. Кто-то долгие годы гонит на классическом самогонном аппарате, а кто-то достиг больших вершин и работает на профессиональном уровне.
У самогона мизерная себестоимость: на бутылку уходит 60 рублей. Это многих подкупает. Но самое главное — работа над качеством. Это очень кропотливый процесс. Он занимает уйму времени, но своего стоит.
В нашем магазине есть работающий самогонный аппарат. Наши посетители могут видеть, как варится самогон в режиме реально времени. Сейчас у нас три магазина — еще в Сургуте и Перми. Покупательский спрос растет.
Женщина и самогон
Сначала покупатели смотрели на меня с опаской. Думали, что я некомпетентна. Хотели говорить с моим мужем или с мужчиной-продавцом. Но со временем я стала для клиентов авторитетом. Они часто советуются со мной (могут в любое время позвонить), делятся опытом, дарят подарки. Есть постоянный покупатель, который приходит и поет мне песни. Я сначала смеялась, а сейчас очень горжусь и ценю его.
Я замечаю, что к нам заходит больше женщин, даже девочек. Они покупают ингредиенты. Они понимают, что самогон не обязательно должен быть крепким. Можно делать двухградусный, десятиградусный — той крепости, которая подходит женщинам.
В самогоноварении немного девушек. В основном, это жены людей, которые варят самогон. Либо представители семей, где женщина решает все, а мужчина даже не может поставить аппарат. У меня нет цели биться за права женщин в самогоноварении. Мне просто нравится делиться с людьми своими знаниями.
Любимые напитки
Я умею готовить более 70 видов разных напитков. Настоящие гурманы ценят мою чачу. У меня есть знакомый грузин, который привозит мне специальный сорт винограда. Делаю из него домашнее вино, а из оставшегося жмыха — чачу. Получаются великолепный аромат и прекрасное послевкусие.
Мало кто знает, что виски — тот же дистиллят. Чтобы его приготовить, понадобится солод, вода и дрожжи. Нужно несколько раз перегнать. Потом минимум шесть месяцев настаивать в дубовой бочке. Длительная выдержка улучшает вкус. Если время не позволяет, можно приобрести дубовую щепу. Тогда время можно сократить до двух-трех недель.
Когда я куда-то еду в путешествие на море, обязательно беру свой самогон
Я не употребляю алкоголь из розничных магазинов. В этом нет смысла, если в моем погребе всегда найдется пара банок крафтового пива или бутылок сухого красного вина. Что касается настоек, то самая любимая — фруктовая. В ее состав входят яблоки, папайя, малина. Получается ярко-красный цвет и легкий вкус. В моем погребе запасы долго не задерживаются. Друзья, близкие и родственники заранее заказывают у меня алкоголь.
Я не могу употреблять крепкий алкоголь, пью десятиградусные напитки. Когда я куда-то еду в путешествие на море, обязательно беру свой самогон. Если на отдыхе есть какой-то самогон, то не покупаю у незнакомых. Не доверяю, потому что не знаю технологию, по которой создавался напиток. У некоторых самогонщиков получается такой напиток, что только от одного запаха можно упасть в обморок.
Антон Гуськов, 29 лет
Самогонщик с 7-летним стажем
Как научить деда варить самогон
Я начал гнать самогон семь лет назад. Меня заинтересовала магия приготовления. Ты просто берешь обычный набор продуктов, который есть у многих, и трансформируешь его во вкусный и крепкий алкоголь. Мне была интересна вся эта биохимия, и я стал изучать этот процесс.
Я нашел у деда в гараже советскую скороварку на 7 литров, спилил с нее клапаны, приделал штуцеры и сделал совершенно кустарнейший перегонный куб с кривым змеевиком. Мой первый самогон из сахара был именно на таком аппарате, который крепился буквально на деревянных стойках.
Позже я пристрастил к этому хобби деда, хотя он никогда в жизни не гнал самогон. Обычно старшие привлекают младших, а тут — наоборот. Учил меня великий и могучий гугл, никаких наставников не было.
У меня с первого раза получился хороший примитивный сахарный самогон. Эта победа дала мне импульс для дальнейшего изучения, развития и совершенствования.
Особенности самогоноварения
Для того чтобы сделать самогон, нужен специальный аппарат. Хорошие модели обойдутся в 5-10 тысяч рублей. По сути это цена входа в хобби. Можно даже не покупать бродильную емкость, куда ставят брагу, и оставить ее прямо в аппарате.
Если я хочу сделать классическую кубовую дистилляцию — например, кальвадос — нужно перегнать яблочную брагу. Для этого необходимо одно оборудование — я его покупаю. Если хочу сделать полностью рафинированный чистый спирт, мне нужна большая ректификационная колонна — покупаю. Если мне захотелось зерновой густой браги или фруктово-плодово-ягодной, то нужен пароводяной котел — снова покупаю. Я не знаю, когда дойду до того, что посмотрю на все свои железки и скажу: «Все, мне больше ничего не нужно».
Я пристрастил к самогоноварению своего деда
К самогоноварению нужно подходить основательно, понимать базовые принципы. Главная ошибка — это нетерпеливость. Самогоноварение требует времени. Не нужно торопиться. Самый простой и примитивный способ приготовить самогон занимает от 7 до 12 дней. Я делаю брагу из зерна. Беру зерно, крахмалосодержащий продукт, осахариваю его солодом либо ферментами. Крахмал — это длинная молекула сахара, но проблема в том, что дрожжи не могут ее съесть. Сама клетка дрожжей сопоставима с длинной молекулой крахмала. Чтобы они могли ее скушать, им нужно порезать этот крахмал на более простые молекулы. С этим как раз справляются ферменты, которые содержатся в солоде. Их можно купить в пакетике в виде порошка. Мне кажется, уже из этого описания понятно, что это очень кропотливый процесс.
Во время первой перегонки из мутной газированной жидкости получается прозрачный спирт-сырец (неочищенный самогон, полученный после первой перегонки браги — Прим. ред.), немного дурнопахнущий, еще непригодный для питья. Когда перегоняешь брагу во второй раз (обычно все перегоняют самогон два раза), то доводишь его до кондиции пищевого продукта.
Во время второй перегонки нужно правильно отсечь первую фракцию. Самогон неоднороден; это смесь разных спиртов, химических элементов. Отбор происходит по температуре кипения. Первыми начинают кипеть и активно испаряться легкокипящие эфиры, ацетоны. Когда они уходят, температура растет, подходит этиловый спирт, который нужно отбирать. Когда он постепенно осушается, пробиваются сивушные масла — тяжелокипящие фракции. Все идет по очереди, всему свое время. Элементы выходят по температуре кипения оттуда. Самогонщику нужно поймать среднюю, самую большую, фракцию и вовремя ее обрезать.
Ошибки
Я никогда не травился своим самогоном, хотя теоретически можно отравиться любым алкоголем. А в определенных количествах он приведет к летальному исходу. Если мы говорим о классическом самогоноварении, то я не представляю, как можно чем-то отравиться.
Когда люди начинают гнать самогон, у них нет навороченного оборудования. Как правило, есть небольшая емкость, которая нагревается на газе. И это — открытый огонь и концентрированные спиртовые пары — самое опасное.
Однажды у меня затянулась перегонка. Я поздно пришел с работы, начал перегонять и уснул. Проснулся от того, что банка переполнилась, жидкость стала вытекать на плиту и полыхнула. Это непростительная ошибка.
О продаже самогона
Закон запрещает только продавать самогон. Больше он нас ни в чем не ограничивает. В 1997 году власти отменили советский закон о самогоноварении, который полностью его запрещал (с 1999 года уголовный кодекс РФ не содержит статей о том, что самогоноварение полностью запрещается — Прим. ред.). Мы же знаем истории о горбачевском «сухом законе», когда люди ходили по квартирам, гнали самогоны (в 1985 году в СССР вышел указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». По всей стране началась антиалкогольная кампания: закрывались ликеро-водочные магазины, спиртное запрещалось к употреблению на банкетах и других торжествах — Прим.ред.).
Как-то раз соседка моего деда встретила его на лестничной клетке и сказала: «Вы там по ночам какими-то тазами у себя в ванной гремите! Вы что, самогон гоните? Я на вас участковому пожалуюсь». Этот стереотип все еще живет в людях старшего поколения, которые помнят то время.
Самогоноварение требует времени. Самый простой и примитивный способ приготовить самогон занимает от 7 до 12 дней
Самогонщики, тем не менее, продают самогон друзьям или подают его в компаниях. Я и сам иногда этим грешу. Но товарищу майору нужно поймать меня за руку, когда я передаю продукт и получаю за него деньги. Я хочу делиться самогоном, мне это в кайф. Отдавать бесплатно — неправильно. Это очень трудоемкий процесс, которые отнимает у меня время, деньги, силы.
Наказание зависит от объемов. Если найдут огромную промышленную площадь с тоннами браги или спирта, поддельными акцизами, то, скорее всего, грозит реальный срок. А так — небольшой штраф. Ни у кого из моих знакомых нет опыта наказания.
У нас нет самогонных баров, потому что все упирается в лицензию. Чтобы запустить собственное производство крепкого алкоголя, нужно иметь уставной капитал в 20 миллионов рублей. Кроме крупных финансово-промышленных групп никто не может себе такого позволить.
Любимые напитки
Один из моих любимых напитков — это хреновуха. Я ее чертовски люблю. В Екатеринбурге с хреном есть проблема: его нет на прилавках. Можно иногда найти на рынках. Хорошо, что у моих дедов есть огород, где растет хрен. В то же время в немецком супермаркете Lidl в Чехии я встретил на полке здоровые, прямые, идеально ровные и почищенные корневища хрена, упакованные в вакуум.
На литр 40-градусного самогона нужно 100 грамм тертого и почищенного хрена, столовую ложку меда и лимонного сока. Можно добавить щепотку соли. Это дает интересный привкус.
Я люблю и делаю абсент. Особенность технологического процесса заключается в том, что после настаивания на спирте всех необходимых трав нужно выполнить еще одну перегонку. Абсент делаю с фенхелем и полынью — спасибо за них интернет-магазинам.
Как-то раз соседка деда встретила его на лестничной клетке и сказала: „Вы там по ночам какими-то тазами у себя в ванной гремите! Вы что, самогон гоните? Я на вас участковому пожалуюсь“
Мне нравится делать джин. Хоть я и перфекционист, но в то же время придерживаюсь минималистических взглядов в рецептурах. Я люблю стиль London dry gin (один из стилей джина. Его получают двойной или тройной перегонкой в колоннах — Прим. ред.). Джин получаю по такому же принципу, что и абсент. Алкоголь настаивается на ягодах можжевельника, с иссопом, солодкой, цитрусовыми, цедрочкой лимона. После настаивания все это великолепие фильтруется и еще раз перегоняется. Когда настаиваешь, жидкость приобретает цвет продуктов. Они забирают в себя все пигменты. А когда перегоняешь, жидкость сохраняет аромат, но перестает быть прозрачной.
Пожалуй, я не могу сделать разве что текилу. У меня нет доступа к достаточному количеству агавы. Она у нас не растет, ее не купить на рынке. В ближайшее время начну варить первую партию пива. Я собрал уже все необходимое оборудование. Еще я делаю домашний сыр и выращиваю на балконе базилик.
Зачем заниматься самогоноварением
Недавно я приготовил клюквенную настойку. Сделал ее из пшеничного самогона. Килограмм муки обошелся в 46 рублей. Из 10 килограммов получилось примерно 6-7 литров 40-градусного, очищенного после всех процедур, самогона. 18,4 рубля — это крахмалосодержащее сырье на литр продукта. Дрожжи в среднем стоят 200 рублей. У меня вышло 20 рублей на литр. На электроэнергию я потратил примерно три рубля. Итого себестоимость литра клюквенной настойки — 41 рубль. Пожалуй, это в 10 раз ниже магазинного ценника.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.