От первой любви до дуэта длиной в 20 лет С кем Майя Плисецкая танцевала свои лучшие партии
20 ноября Майе Плисецкой могло бы исполниться 95. Из них больше 70 она танцевала на сцене. Такая карьера в наши дни не грозит никому — балетные стандарты изменились. Во многом как раз благодаря Плисецкой: ее физические возможности и эстетические взгляды опередили время. В совместном проекте со страховой компанией «Ингосстрах», генеральным спонсором Большого театра, мы вспомнили, как балерина стремилась ко всему новому и неизвестному и как выбирала себе партнеров.
Карьера Плисецкой начиналась в военные годы. Одним из ее первых партнеров стал Вячеслав Голубин. На два года старше, к ее приходу в Большой он уже имел репутацию красавца и потенциального принца. Они много танцевали на выездных концертах. Плисецкая признавалась, что Голубин был ее первой любовью. Вместе они поехали на I Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Прагу. Там к Плисецкой пришла международная известность, а Голубин получил травму, поставившую крест на его карьере.
19-летнего Мариса Лиепу 30-летняя Плисецкая увидела, когда уже была звездой Большого театра. Ей понравился контраст, который они могли создать на сцене: она — огненно-рыжая, он — нордический голубоглазый блондин. Балерина пригласила Лиепу на гастроли в Будапешт. Чиновники в провинциальном дебютанте уверены не были. Тогда, чтобы получить разрешение на выезд, Плисецкая вышла за Лиепу замуж. Брак продлился три недели, а партнерство, прерываясь и возобновляясь, — до его последних выходов на сцену.
Никто не танцевал с Плисецкой столько, сколько Николай Фадеечев. Их дуэт просуществовал 20 лет, а счет выступлениям в главном балете — «Лебедином озере» — шел на сотни. «Я любила с ним танцевать, так как наши характеры дополняли друг друга, — написала Плисецкая в мемуарах. — Вывести его из равновесия было невозможно. За репетицию более десяти слов он не произносил. Его уравновешенность действовала на меня целительно».
Через 15 лет после Лиепы Плисецкая обратила внимание на еще одного рижанина — Александра Годунова. В Большой театр он пришел после того, как сенсационно выиграл Всесоюзный и Международный балетный конкурсы в Москве. Годунов обладал невероятным прыжком. Вместе с Плисецкой они танцевали «Лебединое озеро», «Гибель розы», «Кармен-сюиту», «Анну Каренину». Но в Большом Годунов так и не сумел стать своим и на гастролях в США в 1979 году попросил политического убежища.
В те годы, когда СССР был закрыт для любого зарубежного сотрудничества, слава Плисецкой позволила контрабандой протащить в Большой несколько постановок зарубежных хореографов. Среди самых успешных была «Гибель розы» Ролана Пети по мотивам стихотворения Уильяма Блейка. Француз Руди Брианс, в жизни практически незаметный, на сцене Большого театра оказался танцовщиком, способным заставить зал затаить дыхание.
Для официальной советской культуры хореография Мориса Бежара считалась слишком модернистской, слишком эротичной. Плисецкая добивалась права на нее почти десять лет. Сначала станцевала «Болеро» и «Айседору». А потом хореограф специально для нее и своего любимого солиста Хорхе Донна поставил балет «Леда и лебедь», в котором соединились античный миф и японская легенда. Дуэту аплодировали в Буэнос-Айресе, Токио, Рио-де-Жанейро и Париже — не видели его только в России.
Невероятным профессиональным долголетием Плисецкая во многом обязана мужу — композитору Родиону Щедрину, который написал для нее пять балетов. Оказавшись в 1970-х в оппозиции главному балетмейстеру Большого театра Юрию Григоровичу, прима создала свой репертуар: поставила для себя «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой». С этими спектаклями она объездила мир. Ее Вронским, Тригориным, Гуровым стал Борис Ефимов — начинающий танцовщик, оказавшийся на редкость надежным партнером.
Плисецкой был 71 год, когда она разучила новый балет — легендарный «Послеполуденный отдых фавна» Вацлава Нижинского. Ее партнером стал 28-летний Алексей Ратманский. «Он поразил тогда меня редким чувством стиля и исключительным артистизмом. Я даже отвлекалась от своей партии, так гипнотически приковывал к себе он мое внимание», — отметила балерина. Девять лет спустя именно Ратманский, уже на посту главы балета Большого театра, с оперным режиссером Дмитрием Черняковым устроил в честь Плисецкой вечер в Кремлевском дворце, на котором танцевал весь цвет мирового балета.
Материал подготовлен
при поддержке