Московский музыкальный эксперимент Как прохожие реагируют на музыку на улицах
Москва — огромный мегаполис, на улицах которого всегда шумно. Мы слышим обрывки разговоров прохожих и сирены автомобилей, рекламные объявления и стук баскетбольного мяча на спортивной площадке. А вот музыку в городе мы слышим реже. В совместном проекте с LG мы решили провести московский музыкальный эксперимент. В качестве героя пригласили Юру Юркина — меломана и диджея. В течения дня он гулял по столице и ставил разную, но главное, необычную музыку: песни на идише, дроун, IDM, блюграсс-кантри, итальянский прог-рок и дирижируемую импровизацию. Что из этого вышло и как реагировали прохожие — в рассказе Юры.
Место
Кофейня «Кооператив Черный»
Трек
Хава Альберштейн, The Klezmatics — «Ergets Shtil/Baym Taykh» (идишский фолк)
Утро жаркого дня я начал с наблюдения за компанией парней и девушек у входа в «Кооператив Черный», которые в окружении собак, велосипедов и самокатов что-то увлеченно обсуждали. Их беседу прервали сладкие песнопения на идише.
— Это обязательно сейчас слушать?
— Что именно?
— Вот то, что ты включил?
— Вы не любите народную музыку?— При чем тут это? Вы нам мешаете! Мы обсуждаем свои дела!
— Как вы относитесь к тому, что некоторым нравится включать свою любимую музыку в общественных местах?
— Мы относимся к этому ужасно! Нам становится некомфортно. Обычно мы просим этого человека, чтобы он выключил музыку, или начинаем громко его обсуждать в его же присутствии. Либо можем просто отчалить.
Мне не хотелось дальше испытывать их терпение, поэтому я отчалил сам. Эта песня в центральных переулках Москвы действительно звучала странно. Думаю, если бы из колонки начал играть джаз или африканский фанк, который обычно звучит в кофейне, ребята не обратили бы на это никакого внимания.
Место
Где-то в переулках между Чаплыгина и Макаренко
Трек
Ocean Kelly — «Wanda’s Cunty Vision» (femme vogue)
Свернув в переулок, я заметил высокую девушку в коротких шортах и соломенной шляпе. Она спешила куда-то после косметической процедуры (не спрашивайте, как я понял). Мне захотелось поставить что-то, что я обычно слышу на вог-балах. Я остановился на Майке Кью. Девушка продолжала идти дальше и никак не реагировала.
— Как вы относитесь к громкой музыке в общественных местах?
— Неплохо, смотря какая. (Звучит строчка «I’m a bad bitch, pussy detention».)
— Ну вот такая, например.
— Неплохо, вроде бы бодренько! Вот если бы русский шансон какой-нибудь играл, я бы не обрадовалась.
Двое парней около 30 паркуют самокаты под поставленный мной первый трек со свежего альбома австралийской психоделической группы King Gizzard & The Lizard Wizard. Ее участники вдохновляются роком 70-х, мантрами и китайской народной музыкой.
— По-моему, звучит неплохо, даже позитивно, — отвечает мне один из них. — Мы сами иногда любим включать музыку на улице, лично мне нравится олдскульный рок, иногда метал.
— И никто не жалуется?
— Если пожалуются, можно выключить.
— А какая музыка может бесить?
— Вот если Моргенштерна какого-то включат, можно и в морду дать.
Поодаль от самокатной стоянки сидела зеленоволосая девушка-подросток.
— Вы спасли мой день! Это очень классный трек!
— Вообще никакая музыка не смущает, когда играет на улице?
— Мне все равно, я почти всегда в наушниках.
Желание послушать на полную катушку Моргенштерна меняется на импульс включить что-нибудь блэк-металлическое, но, кажется, это то, что от меня могут ожидать в центре Москвы. Поэтому я обращаюсь к церковной музыке американской глубинки. Услышав первые ноты блюграсс-госпела двое бездомных, дежуривших у входа в общественный туалет, недовольно озираются и спешат скрыться в его чертогах. Что-то похожее на смесь отвращения с осуждением я вижу на лицах гостей летней веранды кафе, когда прохожу с колонкой мимо. Уверен, их взбесила не умиротворяющая, доброжелательная музыка, а мое хамство публичной демонстрации музыкальных вкусов.
Место
Общественный туалет и кафе с летней верандой
Трек
The Stanley Brothers & The Clinch Mountain Boys — «I’ll Meet You in Church Sunday Morning» (блюграсс-госпел)
Толпа зумеров идет куда-то по улице. Хочется, чтоб они шли чуть-чуть веселее, может быть, даже вприпрыжку, поэтому я включаю песенку из мультфильма 1974 года «Крошка Енот». Первокурсники явно не знают эту мелодию, под которую я во дворе детского сада кидался песком в Ленку и Машку.
— Детская музыка — это прикольно. Но вообще не очень нравится, когда на улице кто-то включает свою музыку, — говорит один из ребят.
— А вы что сами слушаете?— Рэп в основном, но мы только в общаге включаем.
В сквере у спа-отеля отдыхает пожилой охранник в темных очках и строгом костюме, чем-то (да всем) он похож на Директора Всего. Сидит он долго и смотрит в одну точку, не подавая никаких признаков жизни. Кажется, его умиротворению не хватает небольшого жужжания дроун-музыки. Я включаю 15-минутный трек и отдыхаю вместе с ним. Охранник поглядывает на меня, перебирает ногами, то достает зажигалку, то тут же кладет ее обратно в карман.
— Какая музыка? Вы правда считаете это музыкой? Ощущение, что что-то сверлят.
— Ну окей! Допустим, если я включу нормальную музыку?
— Включай себе на здоровье, если до 11 играет, то это законно. А что я могу сказать?
— В вашей молодости как было?
— Ну, в деревнях очень много музыки слушали, в основном на живых инструментах играли. В городе музыка играла, если праздник какой-то, этого хватало.
— А сами что слушаете?
— Все, что можно назвать ретро, мне нравится.
И тут я подумал, знает ли он, что «Трудный возраст» МакSим сегодня тоже ретро?
Подземные переходы своей архитектурой и акустикой чем-то напоминают готические соборы. Приглушенный свет, колонны, гулкое эхо — идеально подходит для барокко. Здесь от музыки уже никуда не деться, она пронизывает воздух и отскакивает от сцен. Прохожие шокированы, но вроде бы для них это скорее приятный шок. Кто-то останавливается, пытаясь отыскать источник звука. Тут передо мной появляется женщина, которая уже проходила мимо буквально несколько минут назад.
— Я вернулась, чтобы спросить: что это за композитор?
— Люлли.
— Да, спасибо! Вообще сначала мне показалось, что играет живой ансамбль, так хорошо все звучит!
— Акустика в переходах располагает. Вы любите барокко?
— Мы с мужем обожаем барокко, я просто не могла не вернуться. Я сама играю на виолончели. Сегодня народ совсем не знает классику. Все понимают, что такое гитара, но уже мало кто слышал про мандолину.
— А как вообще к музыке в общественных местах относитесь?
— Все зависит от качества. Вот есть предрассудки по поводу шансона, но и он бывает хороший. Мы сами любим дома расслабляться, других людей не тревожим.
В парке вообще никого не удивить громкой музыкой из колонки. Итальянский прогрессив-рок сменял ультравысокий голос певицы Кейт Буш, за ней шла немецкая школа электронной музыки и белорусский постпанк. Всем по барабану! Только одинокая старушка на лавочке шептала мне беззвучные проклятия. А сам я благодаря громкой музыке в парках узнаю, под что лучше снимать треды в TikTok.
Место
Сад имени Баумана, лавка
Трек
Все подряд
На сцене парень с девушкой застыли в позе хатха-йоги. Кажется, это совсем кощунственно, но я не могу себя сдержать и, чтобы потом спросить их мнение, включаю аутсайдер-хаус. Уже несколько минут они не подают никаких признаков жизни, кажется, медитация реально способна защитить тебя от любого внешнего воздействия.
— Вы нас никак не отвлекли. Мы были полностью в себе.
— А если бы я что-то поагрессивнее поставил?— Ну и что? Хотя, если бы был Моргенштерн, это, наверное, помешало бы.
— То есть он даже йогов раздражает?
— Еще как! А вообще жанр жанру рознь.
— Дайте угадаю, вы любите слушать музыку по настроению.
— Да, именно так!
Под палящим солнцем на баскетбольной площадке двое парней тренируют броски. Солист группы Sigur Rós пищит что-то по-исландски.
— Не стремно в такую жару в баскетбол играть?
— Неприятно, но очень хочется.
— А под такую музыку нормально играется?
— Да нам, собственно, все равно под какую. Эта вроде приятная. Это же Sigur Rós?
— Да, они. А так включаете что-нибудь?
— Ну, мы тру-баскетболисты, любим играть, например, под хип-хоп 90-х. А если музыку включают на улице, то под что-то нормальное!
— Дайте угадаю. Главное, не под Моргенштерна...
Я ловлю на ходу пожилого мужчину, которому явно хочется поговорить.
— Вы знаете, мне 75 лет. Молодежь себя как может, так и выражает. Я могу понять, когда темнокожие в Бруклине включали рэп с магнитофонов. А сегодня я не понимаю, что происходит. Сегодня вообще все другое — слух другой, обоняние. В мое время было особым шиком приезжать в Серебряный Бор с магнитофоном-двухкассетником на пляж, все радовались! Однажды я был на одном горнолыжном курорте, и какой-то незнакомый пацан попросил у меня мой кассетник, чтобы записать выступление какого-то Макара.
— Макаревича, что ли?
— Ну да, там где-то они выступали с «Машиной времени».
— И что, дали?
— Нет, конечно! Я ж тогда не знал, что это за группа, да и кассетник свой никому бы просто так не дал.
С музыкой по городу
Мы ценим свободу — слова, выбора, передвижения. А еще право на ту музыку, которая нам нравится. Ставить ее везде, где вы окажетесь, можно с помощью портативной колонки LG XBOOM Go. И не сомневайтесь — звук будет чистым и сбалансированным. За это отвечают низкочастотные динамики 2,3 дюйма и технология Meridian, гарантирующая эффективную потоковую передачу музыки с максимальным качеством звука. Колонка сможет работать в автономном режиме до 24 часов, ей не страшна пыль и влага, а разноцветная подсветка создаст эффект танцпола летним вечером.
В линейке портативных колонок LG несколько моделей: LG XBOOM Go PL7, LG XBOOM Go PL7W и LG XBOOM Go PL5. Выбирайте свою и ставьте любимые треки!
Возьмите музыку с собойМатериал подготовлен
при поддержке