Исследователь российского уличного искусства Анна Нистратова — о любимой одежде
Для рубрики «Внешний вид» мы фотографируем красиво или странно одетых горожан в их любимых вещах и просим рассказать связанные с ними истории. В этот раз наша героиня — исследователь российского уличного искусства Анна Нистратова.
Я даже не могла себе представить, что буду одеваться так, как сейчас. Я всегда интересовалась модой, но не думала, что стану «модницей». Раньше мой стиль был каким-то спортивно-креативно-повседневным. Я бы никогда не пришла к такому гардеробу, если бы не попала в Нижний Новгород, где стала заниматься исследованиями, которые привели меня от уличного искусства к крестьянской культуре и если бы не моя сестра Светлана Власова, которая стала заниматься реконструкцией русского костюма, благодаря студии «Русские начала». Мне очень повезло. Она шьет русский костюм, а я его ношу.
Мой гардероб не уникальный. Конечно, каждая вещь — это ручная работа и второй подобной больше нет, но этнографические костюмы есть и у других людей — масса женщин, которые занимаются фольклором или коллекционированием, обладают подобной одеждой, другое дело, что они не носят ее в повседневной жизни, а я ношу. Одеваться подобным образом я начала не так давно, года три назад. Сначала начала носить некоторые предметы, покупала вещи с этнографическими мотивами, потом стала наряжаться на светские рауты. Теперь же примерно четыре дня в неделю я хожу в «русском».
Мой папа родом из маленькой деревеньки Нижегородской области, а мама из Белгородской и все мои предки были крестьянами. Раньше мое происхождение казалось мне чем-то неудобным, это же тебе не профессура МГУ. Но когда я впервые оказалась в музее истории художественных промыслов на Покровке, у меня было глубочайшее потрясение от того количества, качества и эстетики предметов крестьянского быта, которые я там увидела. Вскоре после того, как я стала заниматься исследованиями этой новой для себя сферы, мне стало понятно, что тот идеологический миф о черном забитом крестьянстве, который был создан в СССР — это полная ложь и у меня было чувство, что меня просто обокрали. Мои бабушки и дедушки умерли задолго до моего рождения, а я уже родилась и выросла в Москве, у меня не было никаких связей, никакой семейной памяти. Наверное, мое стремление изучать традиционную культуру, а впоследствии и носить крестьянскую одежду — это некий витиеватый способ вернуть свое. Тот мостик, способный соединить меня с моими корнями.
Я переехала в Нижний Новгород два года назад и тут уж развернулась на полную катушку. Тут очень приятно и хочется наряжаться. Здесь люди выглядят в тысячу раз разнообразнее, чем, например в Москве, у многих есть яркая индивидуальность и я думаю, что, конечно, обилие секонд-хендов дает о себе знать. Кстати, тут многие щедры на комплименты, мне постоянно говорят что-то приятное, даже если я не в русском костюме. Некоторые думают, что я работаю в церкви, это очень смешно.
Здесь я подружилась с девчонками из фольклорно-этнографического ансамбля «Синий лен». Они в русских костюмах по городу не ходят, потому что для них это как будто рабочая одежда. В сфере фольклора и традиционной русской культуры все какое-то немного закостенелое. Если ты, допустим, надеваешь на себя народный костюм, то он должен соответствовать всем канонам, никаких вольностей быть не может. Есть такой коллекционер Сергей Глебушкин, он как-то в фейсбуке возмущался насчет того, что стилисты журнала Harper's Bazaar взяли у него на съемку арзамасский костюм села Чернуха с золотым шитьем и добавили к нему лабутены, так у него чуть не случился сердечный приступ. Все эти коллекционеры и этнографы относятся к народным костюмам как к чему-то сакральному, хотя можно смотреть на вещи гораздо шире, особенно если это касается популяризации настоящей культуры, а не сувенирных суррогатов.
То, что происходит со мной, можно назвать карго-культом, потому что я не наследница непрерывной традиции, не выросла в подобном окружении и вокруг не было людей, которые бы так одевались. Нижний Новгород в последнее время находится в мучительных поисках идентичности и репрезентации, так и я вместе с ним. Кроме того, в начале каждого века есть некоторое движение по переосмыслению русского стиля и русской идентичности. Появилось очень много прекрасных российских брендов, которые делают потрясающую одежду с русскими мотивами. Сейчас есть такой тренд и очень силен интерес к подлинной народной культуре. Я просто одна из многих, кто этим интересуется, и мне посчастливилось попасть в среду, которая меня очень вдохновляет. Своей же задачей я вижу возвращение русского костюма в повседневную жизнь.
Чтобы так одеваться нужна, конечно, смелость, подобный костюм — это высказывание. Мой гардероб представляет весь мой опыт и культурный багаж. Это манифестация того, что я считаю ценным на данный момент. Я всегда тяготела к андеграунду и хотела отличаться от общей массы. Когда я прихожу в такой одежде в клуб Black Ho))), где молодые панки тусуются, то они выпадают в полный осадок. Но для меня моя одежда — это тоже панк, ведь я радикально отличаюсь от всех.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.