Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Бренд одежды UNIQLO открывает самый большой магазин в России и Европе, он расположится на двух этажах ТРЦ «Европейский». Для нового UNIQLO разработали концепцию «Время новых вещей», которая отражает главные ценности бренда и жителей городов: простота, комфорт и осознанный подход к одежде. Подробнее про составляющие «Времени новых вещей» и тренды, за которыми действительно стоит следить, рассказываем в нашем спецпроекте.
Выберите интересный вам раздел:
01
Устойчивое развитие
Один из важнейших векторов развития модной индустрии XXI века.
Когда это стало актуальной темой
Массовое производство вещей началось в середине ХХ века. В послевоенный период многие модные дома открыли линии прет-а-порте — готовой одежды, вслед за ними потянулись компании, которые шьют одежду для широкой аудитории. В 70-х еще появилась возможность производить одежду в Китае, что увеличило масштабы производства. И уже с 80-х организации, занимающиеся защитой природы и животных, забили тревогу. Серьезнее об устойчивом развитии заговорили только в начале 2010-х годов, и теперь sustainability является одним из главных драйверов развития модной индустрии.
Почему это важно
Климатический кризис, разрушение озонового слоя, исчезновение биоразнообразия, засилье пластика, исчерпаемость ресурсов, бедность, голод, неэтичные условия труда — то, что сегодня обсуждают в модном комьюнити и вне него. Все эти проблемы влияют на нашу жизнь, и решать их стоит коллективными усилиями — на уровне стран, компаний и отдельно взятых людей. Тренды на экологичность и этичность не мимолетны, а глобальны — они будут формировать модную повестку, пока ситуация не изменится. Вернуться к тому, что было до, мы не сможем. Сегодня компании инвестируют огромные ресурсы в альтернативные, безопасные источники энергии, улучшение условий на производствах, разработку перерабатываемых и разлагаемых материалов.
Основные тренды
В первую очередь устойчивый дизайн, для которого нужно меньше новых материалов. К тому же количество отходов на производстве снижается. Такие вещи служат долго благодаря своим техническим качествам и универсальным силуэтам и принтам. Самые популярные тренды в сфере устойчивой моды: повторное использование — reuse; снижение объемов производства и покупаемой одежды — reduce; минимизация отходов, например ниток, ткани, непроданных товаров, — zero waste; отказ от натурального меха — fur-free; разработка альтернативных, более безопасных, этичных и биоразлагаемых тканей (например, из кожи ананаса, яблочной кожуры или винного жмыха). Бренды делают апсайклинг-коллекции и вещи из переработанных материалов, инвестируют в разработку альтернативных тканей, отказываются от меха, становятся более прозрачными в коммуникации и в вопросе выбора своих поставщиков.
Этот тренд поддерживает и UNIQLO. Ультралегкие пуховики UNIQLO обладают вневременным дизайном, а для их производства нужно меньше пуха благодаря нейлоновой ткани высокой плотности, которая изготовлена из нитей в десять раз тоньше человеческого волоса. К тому же, если куртка вам больше не нужна или отжила свое, ее можно принести в магазин UNIQLO — с 2019 года компания собрала около 830 тысяч пуховиков, чтобы использовать наполнитель для создания новых. UNIQLO тоже разбирается в ресайклинге — например, пушистый флис UNIQLO на 70 % состоит из волокон полиэстера, которые получают из переработанных пластиковых бутылок. Подробнее об экологических проектах компании можно прочитать в отчете на сайте.
Как следить за трендом
Чтобы быть в повестке, стоит следить за новинками — большинство из них сделано так, чтобы соответствовать принципам устойчивости. Еще одна полезная привычка — читать состав на этикетке и самому попробовать ресайклинг вещей.
Если хотите выйти на про-уровень, подпишитесь на бесплатную рассылку тренд-бюро WGSN, издания с новостями модной индустрии, такие как WWD и BoF, и телеграм-каналы, которые пишут о социальной повестке, например @totalecolution, @myecoroutine, @margielaholoturia, @ihatefashion, @etosher и @ecodays.
На тему устойчивого развития говорят и современные культурные институции — арт-объекты об экологии все чаще можно встретить в стенах музеев. Один из примеров — Мультимедиа Арт Музей (МАММ). В этом подходы UNIQLO и МАММ сходятся, поэтому к открытию нового магазина бренд в партнерстве с музеем выпустил коллекцию футболок UTme! (он дает возможность стать дизайнером собственной футболки), на которых изображены работы Александра Родченко.
Важный аспект концепции «Время новых вещей» — акцент на локальную специфику России. Поэтому UNIQLO объявил о сотрудничестве с отечественными брендами, которые делают жизнь современного горожанина осознаннее. Один из них — проект zero waste с экологичными товарами Noplasticitsfantastic, его продукцию можно будет найти в новом магазине UNIQLO.
Олеся Беспёрстова,
создательница Noplasticitsfantastic
Идеально, если каждый бренд уже сейчас начнет двигаться к экономике замкнутого цикла — это поможет всем нам сохранять ресурсы природы и не вредить планете. Тема устойчивого развития еще набирает обороты в нашей стране, и ее актуальность будет только расти. Нам всем стоит уже сейчас начать изучать тему подробнее и действовать, придумывать и внедрять новые эффективные решения. Самое эффективное — отказываться от ненужного, сокращать потребление и количество одноразового в своей жизни. И перерабатывать то, что уже произведено, ведь это ценное сырье.
02
Технологичность
Основа для прогрессивного и современного бренда.
Инновации — часть нашей жизни
Нашу жизнь нельзя представить без инноваций. Причем они сопровождают нас не только там, где это физически необходимо (например, в IT, медицине и изучении космического пространства), но и в остальных сферах, которые, казалось бы, не связаны с технологиями напрямую — как мода. Тренды индустрии не существуют в вакууме — большинство из них тесно переплетены друг с другом. И инновации играют здесь большую роль.
Почему стоит следить за трендом
Технологии и инновации напрямую связаны с индустрией моды в широком смысле и с тем, что мы носим, — в узком. Для того, чтобы ткань была более износостойкой, то есть выдерживала больше стирок, ношения и влияния погодных условий, технологи постоянно совершенствуют материалы. Защита от холода, нормальный теплообмен, терморегуляция — за это тоже могут отвечать инновационные материалы. Например, материал Heattech UNIQLO толщиной в несколько микронов преобразует энергию молекул воды, выделяемую телом, в тепло, чтобы вам не было холодно даже российской зимой.
Пандемия коронавируса также дала толчок развитию инноваций — сегодня многие бренды инвестируют в разработку материалов, покрытых специальными составами, которые должны защищать от бактерий. Еще актуальный пример — многоразовая маска из мягкого материала AIRism, в которой удобно дышать, а значит, и носить ее комфортнее. Многие технологии направлены еще и на то, чтобы соответствовать повестке устойчивого развития — мы же говорили, что все связано.
Самые важные тренды
Самое необходимое — функциональные технологичные ткани и инновации в области дизайна, которые делают одежду удобнее и комфортнее для человека: например, защитить от морозов, но не дать перегреться в теплом помещении или не занимать много места в гардеробе.
Если в этом вы уже разбираетесь, можно изучить, что такое NFT и NFC, блокчейн, метавселенные и виртуальные пространства. Например, VR и AR в ретейле не просто дарят покупателям новый, интересный опыт, но и дают представление о том, как вещь сидит на человеке до момента покупки — это помогает снижать возвраты, а значит, углеродный след за счет сокращения перевозок.
За инновациями — в UNIQLO и Музей космонавтики. К открытию нового магазина UNIQLO выпустил коллекцию футболок UTme! с Музеем космонавтики. На них принты с изображениями космических артефактов: фотография знаменитой собаки Стрелки, первого планетохода «Луноход-1» и монумента «Покорителям космоса», которые можно за несколько минут сделать в эксклюзивной зоне UTme! в новом магазине UNIQLO Москва.
Ольга Филимонова,
начальник отдела по связям с общественностью и маркетинга Московского Музея космонавтики
Космические технологии давно вышли за границы отрасли и нашли применение в повседневной жизни каждого из нас: тефлон, застежки, беспроводные технологии, камеры смартфонов — все это и многое другое впервые было разработано для нужд космических миссий. Технологичный музей сохраняет в своих стенах прошлое, отражает настоящее и предугадывает будущее, связывает это воедино в экспозиции и находит способы донесения информации до каждого поколения посетителей. И конечно, мы активно участвуем в различных партнерских проектах — выпускаем совместные линейки одежды с различными брендами, такими как UNIQLO.
03
Искусство
Не просто источник вдохновения, а часть нашей жизни.
Как связаны мода и искусство
В последние несколько лет исследователи арт-рынка замечают, что в мире укрепляется стабильный рост интереса к искусству. Важную роль в этом сыграло прикладное искусство — привычные предметы, созданные с использованием художественных методов: одежда, обувь, а также посуда и мебель. В ответ на запрос аудитории многие дизайнеры и марки вышли за привычные рамки фэшн-индустрии в поле предметного дизайна и доступного искусства. Другим важным фактором стали коллаборации модных домов и брендов с художниками, музеями и фондами — например, UNIQLO в рамках открытия нового магазина, где эксклюзивно представлен сервис UTme!, сотрудничает с такими музеями, как МАММ, Государственная Третьяковская галерея, Пушкинский музей и Музей космонавтики. Интересно, что больше всего современным искусством интересуются миллениалы — главные потребители модных товаров.
Почему важно следить за трендом
Этот тренд помогает прикоснуться к высокой культуре, которую раньше можно было увидеть только в музеях и частных коллекциях. Коллаборации брендов и художников также дают возможность покупателям транслировать свои ценности и интересы — например, в искусстве.
Что важно, сегодня компании сотрудничают не только с именитыми артистами или фондами с богатым наследием, но и открывают миру новые локальные таланты и молодых художников. Такие коллаборации позволяют заинтересовать людей в искусстве, построить комьюнити и продвигать артистов, которым без поддержки больших партнеров тяжело проявить себя на арт-рынке.
Например, у UNIQLO есть коллекция футболок и худи UT с популярными персонажами из поп-культуры и работами художников и стрит-артистов. В линейке представлены работы Джеффа Кунса, коллаборация с Лувром, фондами Жан-Мишеля Баския и Энди Уорхола и многое другое. К открытию магазина UNIQLO сотрудничает с российским современным художником Дмитрием Аске. Результатом партнерства станет уникальное панно из фанеры и переработанного пластика, которое можно увидеть в магазине.
Как следить за трендом
Разбираться в этом тренде вам поможет непосредственное участие в культурной жизни — посещение выставок, например в уже упомянутых выше МАММ, Государственной Третьяковской галерее, Пушкинском музее и Музее космонавтики. Некоторые выставки проводятся онлайн, что удобно для тех, кто живет не в Москве. Чтобы познакомиться с современным искусством, советуем посещать биеннале и фестивали, такие как Cosmoscow и Blazar. Читать специализированную литературу — ее можно найти у Ad Marginem Press, с которым также сотрудничает UNIQLO к открытию магазина, и онлайн-издания (The Art, The Art Newspaper Russia, «Искусство»). И конечно, слушать подкасты, например Arzamas и Talk About Art.
Куда идти за искусством? В Пушкинский музей! Поэтому UNIQLO выпустил сет из трех футболок UTme!, созданных в сотрудничестве с Пушкинским музеем. На них — знакомые вам картины Эдгара Дега, Пьера-Огюста Ренуара и Василия Кандинского, которые в свое время перевернули представление о классическом искусстве — такой же подход и у UNIQLO, только в контексте одежды, конечно.
Анна Буали,
куратор, отдел кино- и медиаискусства Пушкинского музея
Ценности Пушкинского музея, как и любого из культурных партнеров, кажется, находятся в одной общей области: непрерывная связь между людьми и обеспечение условий для встречи людей и искусства. У Пушкинского музея, как у институции с коллекцией около 700 тысяч предметов, есть еще две сверхцели: беречь то, что сохранила история и усилия десятков хранителей, и развивать коллекцию для следующих поколений, включая в нее новые формы художественного высказывания. Ключевой интерес музея остается неизменным — это человек, его история, творческая энергия и его будущее на планете.
04
Стиль жизни
Все, что определяет наш стиль жизни.
Мы живем в век быстро меняющегося контента, множества событий и чередования трендов. Поэтому многое исчезает из памяти, не успевая там появиться. Но есть глобальные векторы развития, которые будут определять нашу реальность в ближайшие несколько лет, и вещи, созданные с учетом этих векторов, останутся в истории.
Поэтому следование принципам устойчивого развития, внедрение технологий и постоянное совершенствование производства, а также налаживание отношений с людьми через культуру и искусство — главные способы создавать историю и оставаться в ней. И важно, чтобы это тренды становились частью нашего образа жизни.
Еще один музей, с которым UNIQLO заключил партнерство, — Государственная Третьяковская галерея. Место, которое хранит в себе отражение русской культуры от Древней Руси до наших дней — хронологию того, как менялся образ жизни и ценности людей сквозь века. В новом UNIQLO в зоне UTme! вы сможете сделать футболки с картинами Виктора Васнецова «Царевна-Несмеяна», «Сирин и Алконост» и «Аленушка», которые представлены в Третьяковской галерее.
История во многом может определять наш стиль жизни в настоящем. В новом магазине UNIQLO можно будет найти московские сувениры Heart of Moscow, созданные для людей, которые гордятся своей историей.
Александр Эльзессер,
основатель Heart of Moscow
Чтобы балансировать на грани вечного и актуального и не стать архаичным брендом, нужно соблюдать баланс во всем, начиная с сотрудников и их идей. Важно, чтобы мудрые, образованные и опытные люди помогали избегать глупых ошибок. А молодые специалисты пользовались доверием, имели возможность привносить свежий взгляд, актуальное видение и умели интерпретировать явления в современном контексте.
3 декабря UNIQLO откроет крупнейший в России и Европе магазин площадью более 4 200 квадратных метров. Он расположится на двух этажах торгового центра «Европейский». Разработанная эксклюзивно для российского рынка концепция «Время новых вещей» помогает расставить акценты, сохранить гармонию, позаботиться о важном и в гардеробе, и в жизни.
UNIQLO заключил партнерства с музеями Москвы — Государственной Третьяковской галереей, МАММ, Пушкинским музеем и Музеем космонавтики. В зоне UTme! можно будет создать футболку с картинами Виктора Васнецова, Эдгара Дега, Пьера-Огюста Ренуара, Василия Кандинского, фотографиями Александра Родченко и изображениями космических артефактов. Также UNIQLO сотрудничает с современным российским художником Дмитрием Аске, который создаст панно из фанеры и переработанного пластика, что отражает концепцию «Время новых вещей» и приверженность бренда принципам устойчивого развития.
Другой важный акцент «Времени новых вещей» — акцент на локальной специфике России, поэтому к открытию UNIQLO сделал коллаборации с отечественными брендами: за озеленение магазина отвечала студия KRAP/VA, украшения для пространства придумал бренд Wrap Me (а в новогодний период он займется упаковкой подарков для покупателей), издательство Ad Marginem собрало выездную библиотеку с книгами об искусстве. Также в пространстве UNIQLO бренд мебели и предметов интерьера Murky покажет, как можно дать вторую жизнь увядшим цветам, а еще там можно будет увидеть коллекцию товаров для дома «Half & Хохлома», товары из экомагазина Noplasticitsfantastic и аксессуары из переработанных материалов Recycle.Object, а также символ города в виде сердца Москвы Heart of Moscow. Для самых маленьких покупателей бренд Craft Horse украсит детскую зону с деревянными лошадками.
Узнать большеМатериал подготовлен
при поддержке