Нет худа без добра: Как кризис взбодрил российских дизайнеров и молодые марки Кожаная обувь, нижнее бельё, дизайнерские украшения и удобные рюкзаки — всё это теперь не стыдно покупать в России
За последний год российская модная индустрия совершила рывок и поднялась до того уровня, который позволяет конкурировать с западными брендами. Причин тому несколько. Во-первых, резкое сокращение сегмента: за прошедшие шесть месяцев из России ушли британские River Island и New Look, а также недорогие American Eagle Outfitters, Seppälä и Miss Selfridge. Во-вторых, закрытие магазинов и повышение цен такими гигантами, как Zara и Topshop.
Питер всех спасёт
Если раньше за молодыми и талантливыми приходилось ехать в Санкт-Петербург или идти на ближайший «Ламбада-маркет», то сегодня петербуржцы «Уста к устам» уже сами открывают магазин в Москве, а местные сайты вроде Trends Brands или Click-Boutique на замену растущим в цене британским маркам ищут молодых российских дизайнеров. Нишу масс-маркета заняли Trends Brands, Oh, my и добрый десяток других российских марок поменьше.
Российский аналог Asos Trends Brands каждый месяц выпускает свою собственную коллекцию по сезону вдобавок к дюжине недорогих базовых моделей T&B Base, обуви и линейке аксессуаров. Собственные коллекции вкупе с другими недорогими российскими марками вытеснили некогда главенствовавшие на сайте American Apparel, Religion, Sister Jane: сейчас соотношение европейских и локальных марок примерно 30 к 70.
По словам Полины Гончар, PR-директора Trends Brands, до того, как подскочил курс валют, компания успела произвести в России несколько лимитированных коллекций — все они имели определённый успех. Поэтому, когда произошли экономические изменения, стало очевидно, что можно использовать наработанный опыт, создавая регулярные коллекции базовых вещей. Контроль качества в данном случае производить намного легче, а цены удаётся сохранить на прежнем уровне — от 1 190 до 4 990 рублей за вещь. Единственная сложность, с которой пришлось столкнуться, — слабо развитое в России текстильное производство. Сейчас компания продолжает расширять пул российских дизайнеров и развивать собственные линейки.
Основательнице Click-Boutique Евгении Федоровской в связи с резким падением рубля в этом году тоже пришлось сильно пересмотреть ассортимент шоу-рума. Компания отказалась от нескольких любимых европейских марок, которые стали неоправданно дорогими для российских покупателей. Это освободило место для новых русских брендов. С местными дизайнерами Click-Boutique работал всегда, но из-за ограниченной площади магазина раньше они могли продавать только пять-шесть марок одежды. Сегодня их больше 15, и с каждым сезоном появляется всё больше новых интересных брендов с адекватными ценами. Хорошая тенденция — поток новых марок из Санкт-Петербурга. Петербуржцы стараются и много работают, делают современный дизайн и адекватно оценивают свои работы.
Трудности роста
Вопрос с тиражами все решают по-разному. Одни шьют почти единичные экземпляры, кто-то размещает заказы на фабриках в Азии или развивает своё небольшое, но гордое российское производство. Главная беда и боль наших дизайнеров, по мнению Федоровской, — ткани. Их производство в России не развито, качественных материалов мало — именно поэтому тиражи коллекции часто бывают короткими. Но для нишевого Click-Boutique российские дизайнеры оказались вполне способны конкурировать с западными, а небольшие коллекции с ограниченным количеством вещей только привлекают покупателей.
Владелица магазина украшений «Сахарок» Света Ефремова согласна с Федоровской: «Полгода назад стало очевидно: России есть что предложить в сфере дизайна. Появилось много новых хороших качественных марок, которые постепенно заняли свои, не всегда очевидные, ниши. Остаётся только надеяться, что ребята справятся с главной задачей — вырасти из классного проекта в настоящий бизнес. Это и есть самое сложное. Если говорить про „Сахарок“, сейчас у нас около 80 % русских дизайнеров, и на то есть причины. Во-первых, закупки в иностранной валюте делают конечную цену очень высокой, выходящей за рамки концепции магазина. Во-вторых, за последний год появилось много местных дизайнеров и марок украшений. Они делают интересные предметы, которые не стыдно представлять в магазине. Есть ощущение, что это только начало и что это связано с экономической ситуацией: острый денежный вопрос всех взбодрил».
Покупка украшений или аксессуаров вроде кожаных рюкзаков и сумок у начинающих российских дизайнеров — едва ли не главная альтернатива заказам с Asos или вездесущим клатчам из кожзама Zara. Первопроходец Ася Мальберштейн, основавшая одноимённую марку ранцев ещё в 2008 году, по-прежнему остаётся примером для подражания. Среди последователей — Kokosina, E. K. Goods и другие, специализирующиеся на рюкзаках и портфелях из кожи, замши или кожзама. Сумки в пределах 15 тысяч рублей делают молодые дизайнеры вроде Anna Golovina, Nim Design или B for Bags. Кожу и другие материалы по-прежнему закупают в Италии, Испании и других европейских странах, ссылаясь на то, что в России хороших материалов не найти. Производства базируются в Подмосковье или под Санкт-Петербургом — это позволяет снизить затраты на транспортировку.
Знай наших
Самая незанятая ниша, обувное дело, тоже переживает период подъёма. Российская марка AFOUR совместно с петербургским магазином Nevalenki Concept Store в середине лета выпустила капсульную коллекцию ботинок на платформе. Кроме лимитированных брогов, названных в честь рок-звёзд (розовые — Pink Floyd, синие — Blur, чёрные — Pixies, с аппликацией — Iggy Pop, серебряные — Metallica), компания берётся за создание любой модели на заказ. Заплатить за пару придётся максимум 11 тысяч рублей: столько стоят крепкие ботинки на зиму из натуральной кожи с войлочной стелькой и шерстяным утеплителем внутри.
Тем же путём идёт Андрей Жакевич, вместе с другом основавший в 2012 году собственную марку Gottlieb Schwarz. Три года спустя Андрей открыл в Леонтьевском переулке одноимённую обувную мастерскую. В магазине можно купить около 15 моделей готовых мужских ботинок (щёгольские лоферы, кожаные броги, челси, монки или лаконичные дерби), отремонтировать или отреставрировать обувь и сделать индивидуальный заказ. Цена на готовую пару обуви начинается от 15 тысяч рублей, сшить обувь по индивидуальному заказу обойдётся в 25 тысяч рублей. В середине лета дизайнер выпустил новую коллекцию, к которой добавил несколько женских моделей (например, слипоны, усыпанные цветными пайетками). По словам Андрея, найти подходящую пару обуви в Москве всегда было проблемой: как правило, соотношение цены и качества у европейских или американских марок оказывалось неоправданным. Ещё сложнее было отыскать мастерскую, в которой без опаски можно было бы оставить любимые ботинки на реставрацию или починку. Всё это и подтолкнуло Жакевича к созданию собственной марки.
Петербургская марка Lingerie Corporelle, запущенная в прошлом году, по накалу страстей вполне способна потягаться с британскими Agent Provocateur или Bordello. Ксения Реченская вместе с мамой выпускают коллекции лаконичного и удобного нижнего белья и сопутствующих аксессуаров: пояса, подвязки для чулок и бондажные ленты. Кружево, полупрозрачную ткань и другие материалы заказывают из Фрации, а отшивают каждый предмет в коллекции вручную. Пока процесс идёт медленными темпами: на создание комплекта уходит несколько дней, но в дальнейшем основательницы Corporelle планируют расширять производство и выпускать полноценные коллекции. За полупрозрачными комплектами сейчас выстраиваются очереди в Instagram или WhatsApp (можно попросить выслать каталог на почту и выбрать понравившуюся модель), но в ближайшее время у марки появится собственный сайт с доставкой по всему миру.
Держитесь вместе
Российский мидл-маркет чувствует себя не хуже. С учётом нестабильного курса купить пальто в Topshop теперь выйдет едва ли не дороже, чем у московского «среднего класса» вроде I Am Studio, Osome 2 Some, Cyrille Gassiline или бодрых новичков Outlaw Moscow. Правда, в масс-маркете, рассчитанном на умеренную еврозиму, процент синтетики в составе будет сильно выше, чем у мидл-маркета, который специализируется на верхней одежде для средней полосы России и старается использовать более дорогие и качественные материалы.
При этом российские дизайнеры за пределами России порой вызывают не меньший интерес, нежели в родной стране. Люкс вроде Vilshenko, Ulyana Sergeenko или Eugenia Kim представлен в крупнейших международных онлайн-магазинах Farfetch и Net-a-Porter. Москвичка Леся Парамонова в перерывах между созданием полупрозрачных платьев с принтами вымышленных животных сотрудничает с известной художницей из Тайваня Сяо Рон Ченг и британской косметической маркой Kiehl's, для которой дизайнер оформляет флакон крема для лица Ultra Facial Cream. Гоша Рубчинский продолжает вдохновляться Россией и советским постмодернизмом, занимая первые строчки в списке дизайнеров на Dover Street Market, и выпускает совместные коллекции с калифорнийцами Vans.
Петербуржцы Circle of Unity пока что сотрудничают с земляками: в начале лета марка вместе с компанией Facultative Works выпустила серию футболок, свитшотов, кепок и носков с изображениями питомцев своих друзей. Так же поступает Даша Сельянова, бывшая студентка Британки и основательница ZDDZ (найти вещи её марки в эстетике 90-х можно в «Кузнецком мосту 20» и Wood Wood у нас или в международном VFiles). Вместе с Oh, my она придумала серию двухцветных толстовок, платьев и спортивных брюк по более чем доступным ценам.
Единственное, чего пока по-настоящему не хватает молодым российским маркам, — постоянной площадки наподобие американского сайта VFiles для молодых дарований, которая могла бы объединить дизайнеров и рассказать о них широкой аудитории. Но это дело наживное.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.