Важная птица: Как ростовский предприниматель приучает россиян есть индейку Глава агрохолдинга «Евродон» Вадим Ванеев рассказал The Village, как ему удалось создать огромный индюшиный комплекс и убедить супермаркеты продавать необычное мясо
Дрон проносится над жёлто-зелёными полями. На экране планшета разворачивается летний степной пейзаж, среди которого вырастают длинные синие ангары. «Думаешь, это компьютерная графика? Нет, реальные съёмки», — оживлённо комментирует ролик предприниматель Вадим Ванеев. В этих ангарах он выращивает индейку и утку. Чтобы зайти в один из них, сперва нужно помыться, надеть спецодежду. Сотрудники советуют также выпить успокаивающий чай, чтобы своими нервными движениями не распугать птиц. Они настолько ранимы, что якобы могут умереть от разрыва сердца, услышав хлопок в ладоши.
Агрохолдинг «Евродон» Вадима Ванеева занимает более 800 гектаров ростовских земель и ежедневно производит 107 тонн утки и 150 тонн индейки. Продукция под брендами «Утолина» и «Индолина» продаётся в крупных торговых сетях, хотя убедить ретейлеров взять необычное мясо на полки было нелегко. Основатель компании Ванеев рассказал The Village, как это у него получилось.
Из магазина в производство
Вадим Ванеев, глава агрохолдинга: Я родом Южной Осетии, из Цхинвала. После школы уехал на поступление в университет в Москву. Всю жизнь мечтал быть разведчиком, но не получилось — не взяли. Немного поработав в столице, ушёл в армию. После службы уехал в город Шахты Ростовской области. Поступил в Политехнический институт. Здесь и живу до сих пор.
Начал заниматься бизнесом с 1988 года. Тогда мы со знакомыми вчетвером за пять лет самостоятельно построили ресторан. Чтобы закупить материалы, взяли кредит на 53 тысячи рублей (Жилсоцбанк выдал его на строительство видеосалона, но к завершению строительства ввели 70-процентный налог на этот бизнес и пришлось спешно перепрофилироваться. — Прим. ред.). Сейчас это крупный развлекательный комплекс. Недавно, к примеру, принимали в нём посла Швейцарии. Он приехал в наш агрокомплекс, чтобы посмотреть на производство.
В 1997 году рядом с рестораном я запустил первый в области супермаркет, поставщиков товаров нашёл в Венгрии. С этой идеей я подходил к Александру Косьяненко — тогдашнему главе «Перекрёстка». «Зачем мне открываться в Ростове, если в Москве магазин за полгода отбиваю?» — смеялся он. Через два года я также стал заниматься оптовой продажей алкоголя.
Но всё-таки хотелось сделать что-то глобальное: характер у меня неугомонный. Начал искать себя в разных отраслях. Одно время даже смотрел завод в Венгрии по производству замороженной кукурузы. Идея с индейками тоже пришла из этой страны. Увидел, что все холодильники в местных супермаркетах забиты индейкой. В России её никто не выращивает в промышленных объёмах, так почему бы мне не попробовать? Производство курицы я сразу для себя отсёк: в то время как раз все начали строить фермы, да и импорт был большой. И в 2001 году я начал заниматься новым проектом.
Банкиры и индейки
Через знакомых я вышел на компанию MAD из Израиля — консультанта в птицеводческой индустрии. Они помогли написать первый бизнес-план и организовать процессы. Сейчас я с ними продолжаю консультироваться, но 80 % решений остаются за нашей командой. У меня сразу была амбициозная цель — создать производство полного цикла — от комбикормового завода, инкубатора, до изготовления деликатесов из индейки. Решил начать с производства 11 тонн мяса.
Конечно, меня пугало, что я не был специалистом в этой сфере. 96 % людей надо мной откровенно смеялись, а многие называли фантастом. Но получает тот, кто рискует — на этом построен бизнес. И я начал искать финансирование. Из банков меня выгоняли. Один из уважаемых научных институтов запретил финансировать наш проект. «Он ничего не понимает в индейке, у него нет образования, русские индейку никогда есть не будут» — чего только мне не пришлось выслушать! Я почти пять лет искал деньги. В итоге удалось занять около 31 миллиона евро в ВТБ. Через знакомых получилось выйти на одного из топов банка. Но это не стало решающим: только год ушёл на проверки нашего проекта. Когда комиссия увидела, что в чистом поле начали строиться первые объекты, то они очень удивились. И тут же дали разрешение на финансирование в 2005 году. Через какое-то время финансирование нам обрезали, но мы снова взяли кредит во Внешэкономбанке. С землёй под объект не возникло проблем: договорились с властями, купили у фермеров.
Первая партия яиц прилетела из Англии в Москву в январе 2006 года. А потом в специальных отсеках отправилась в Ростов. В то время ударили аномальные морозы — минус 27. Мы всей толпой кинулись разгружать яйца в птичник. Думали, что падёж будет большой, но птенцов погибло мало.
Самец растёт 140 дней до размеров 22 килограмма. Самке нужно 105 дней, чтобы вырасти до 9,5–10 килограммов. Некоторые люди боятся, думая, что птицы чем-то накачаны, раз они такие крупные. Но это специально выведенные и скрещённые породы. Такой генетикой занимаются в Англии. Я как-то прочитал в Книге рекордов Гиннесса, что самый большой в мире самец индейки весил 37 килограммов. Решил проверить. Мы специально выращивали и откармливали натуральным кормом самца, который в итоге дотянул до 45 килограммов. Но регистрировать этот случай не стали: за это администрация (организаторы) запросила большую сумму.
Почти через полгода после запуска в моём ресторане приготовили индейку, выращенную у нас. Я попробовал, и мясо мне понравилось. «Может, я себе это внушаю? — думал я. — Я столько бился за проект, что мне сложно адекватно оценивать плоды». Тогда я начал тестировать мясо на своих знакомых. Всем нравилось.
Но с поставщиками всё оказалось не так просто: продукцию никто не покупал. Мы почти три месяца только загружали мясом склады. Но постепенно мы стали выходить на торговые сети. Сейчас мы продаём индейку под маркой «Индолина», сотрудничаем практически со всеми самыми крупными сетями. Среди них «Ашан», Metro, «Окей» — всего около двух десятков. Через них продукция распространяется в 40 регионов страны. В сутки мы производим около 150 тонн индейки.
Чтобы не зависеть от импортных поставок яиц, в 2009 году мы организовали родительское стадо. Это отдельный проект, который становится рентабельным только при производстве в 120 тысяч тонн мяса в год. Мы завезли родителей (птенцов), которые выросли и теперь дают нам яйцо. Осеменение проводится вручную — такого нет ни у одной компании в России. В это же время мы запустили мясоперерабатывающий комплекс, который выпускает сейчас почти 200 наименований продукции — это охлаждённое и замороженное мясо индейки, натуральные и рубленые полуфабрикаты, колбасы и деликатесы всех видов — от варёных до сырокопчёных.
А в начале 2010 года мы стали заниматься выращиванием уток, и в 2014 году объём производства достиг 20 тысяч тонн в год. Такую идею мы давно держали в голове. Уткой, в отличие от индейки, заниматься рентабельнее: она вырастает всего за 40 дней. Но выращивать водоплавающую птицу в условиях резко континентального климата гораздо сложнее. Хотя мы уже придумали для себя несколько уловок. Рассказывать о них не будем: пусть те, кто задумает выращивать утку, сначала помучаются. Тут мы уже сразу построили как коммерческое стадо, так и родительское. Утку мы продаём под брендом «Утолина» в тех же сетях, что и индейку. Санкции на нас никак не сказались. Возросший спрос почувствовали производства мяса свиньи и курицы. У нас же он стабилен, ажиотажа не произошло.
Птичий доход
Наш агрохолдинг «Евродон» занимает более 800 гектаров. В составе комплекса 15 производственных площадок: инкубатор, 12 птицеводческих участков, комбикормовый завод, мясоперерабатывающий комбинат, ветеринарная лаборатория и другие. Производством мяса утки занимаются на 19 производственных площадках. Проектная мощность на первом этапе составляет 26 тысяч тонн мяса утки в год.
Выручка с продажи идейки в прошлом году достигла 5,5 миллиарда рублей. По утке к концу этого года планируем выйти на выручку в 3 миллиарда рублей. Сейчас мы производим 150 тонн индейки и 107 тонн утки ежедневно. Прибыль растёт не слишком стремительно, потому что всё, что мы зарабатываем, вкладываем в проект и погашаем кредиты. Рентабельность проекта — около 15 %.
На Москву приходится 35 % наших продаж. Одновременно она выступает распределительным центром, откуда все сети развозят товар по регионам. Чтобы сократить время поставок в российские города, мы планируем открыть несколько производственных площадок в регионах. В них мы будем разводить утку. Сейчас проекты находятся на стадии переговоров. Так мы довести объём производства до 40 тысяч тонн утки в год.
Непривычная еда
Индейка — это диетическое мясо: всего шесть граммов жиров на 100 граммов продукта. Для сравнения: жирность курицы достигает 18,4, а говядины — 16.
К тому же она усваивается всего за два часа. Индейка занимает всего 2 % от всего производства мяса в России. Лидирует свинина. Америка производит около 2,6 миллиона мяса индейки в год. Россия сильно отстаёт, производя всего 120 тысяч тонн мяса индейки. Каждый россиянин в среднем съедает около одного килограмма этого мяса в год. А десять лет назад потребление было ещё меньше — всего 20 граммов. Небольшую популярность индейки в России я связываю с тем, что люди не знают, как её готовить. Сейчас у нас и так всё мясо быстро продаётся, но позже, когда увеличим объёмы, будем думать, как продвигать. Скорее всего, через кулинарные TV-программы. Чтобы популяризовать мясо, мы каждый год в мае проводим День индейки. Это массовое мероприятие, на котором все готовят шашлыки.
В зависимости от способа приготовления индейка принимает вкус любого мяса. Можно добавить в неё свиной или курдючный жир, и вы ни за что не догадаетесь, что это птица. Однажды я таким образом разыграл гостей своего кафе. Под видом баранины мы предложили им шашлыки из индейки. Даже кавказцы, которые едят мясо с детства, не заметили подвоха. Конечно, в конце им рассказали о подмене.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.