Психолог, работающий с блогерами, — о поведении детей в соцсетях «Обходя запреты, подросток чувствует свою взрослость»
Дети, рожденные после 2000 года, растут практически без отрыва от интернета: по данным совместного исследования компаний Google и Ipsos, в возрасте от 13 до 24 лет им ежедневно пользуются 98 % подростков и молодых людей. Чаще всего это соцсети, онлайн-игры и просмотр различных видео. Реже — учеба или подработка. С развитием соцсетей подростки получили возможность общаться, самовыражаться и зарабатывать. При этом у соцсетей, как и у любой сферы жизни, есть обратная сторона — интернет-травля, «группы смерти», эмоциональное выгорание и депрессия.
The Village поговорил с клиническим психологом Арегом Мкртычяном, доцентом кафедры клинической психологии РНИМУ имени Пирогова, ведущим научным сотрудником лаборатории при Центре социологии образования РАО о подростковом поведении в Сети, мнимой анонимности, новых «нормах» морали и правилах интернет-гигиены.
Текст
Маша Шаталина
Фотографии
Неэффективность запретов и ограничений
— Если в нашей жизни соцсети появились, когда мы уже были взрослыми — со своим мировоззрением, внутренними установками и нормами морали, то дети сейчас регистрируются задолго до того, как им исполнится 14 лет (по правилам «ВК», например) — это же никак не отслеживается, никем не контролируется. Должны ли тут быть запреты со стороны родителей? Или в роли ограничителя может выступать уже государство? Обсуждалось же введение регистрации в соцсетях по паспорту, к примеру.
— Я считаю, что это абсолютно неэффективно. Уже было довольно много примеров таких ограничений, которые лихо обходят дети. Можем взять даже простой пример из другой области: всем магазинам запрещено продавать сигареты подросткам, но всегда найдется сердобольный дяденька, который возьмет у ребенка 100 рублей и купит все что нужно. Поэтому вот эти все регистрации по паспорту, на мой взгляд, формируют только одно — очень грамотное и очень искушенное умение обходить законы.
Специфика подросткового возраста — это обязательный антагонизм с системой, властью, причем не обязательно в лице государства. Это могут быть родители или учитель.
Возвращаясь к вопросу, могут ли родители повлиять, — к сожалению, примеры тут абсолютно банальные и практически не связанные с соцсетями. Это как привычка чистить зубы по утрам: пока ребенок еще маленький, я встаю рядом с ним в ванной со своей зубной щеткой и показываю, как надо, — объясняя тем самым, что это не просто моя прихоть, а потому что я делаю все то же самое. И когда я говорю ребенку: «Да, хорошо, ты завел страничку — это твое право. Но надо понимать, с кем ты дружишь, кого добавляешь в друзья и какую информацию ты туда выкладываешь». И тут работает только личный пример: я могу показать ему свой аккаунт в соцсети — вот он открыт, вот с кем я дружу. Но смотри, ты же видишь, я не выкладываю фотографии посадочных талонов, документов — и этот личный пример будет более эффективным, нежели любая запретительная мера. Подросток любит запреты: обходя запреты, он чувствует взрослость.
Специфика подросткового возраста — это обязательный антагонизм с системой, властью, причем не обязательно в лице государства. Это могут быть родители или учитель
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.