В начале июня электротеатр «Станиславский» выпускает первый в мире оперный сериал, который режиссёр Борис Юхананов поставил по собственному роману «Сверлийцы». Пять частей постановки будут идти пять вечеров. Каждое новое действие — самостоятельная часть проекта. Музыку к постановке написали шесть современных композиторов: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев и Владимир Раннев. Они рассказывают историю о фантастической Сверлии — стране из параллельной реальности, которая пребывает одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Главный герой оперы — Принц, который должен спасти Сверлию от гибели.

Действие оперного сериала происходит на ­венецианском канале с плавающими по нему ­гондолами, в пустыне, разрезаемой плавниками гигантских рыб, на севильском поле,­ в лаве, на борту корабля посреди механического моря. В каждой части сериала солисты, хор и зрители располагаются по-разному. В первых двух сериях зрительские места будут находиться по всей длине сцены, а в остальных — привычным для театра способом. «В третьей части механика позволила нам подвесить хор из восьми человек. Именно для таких трюков зал был изначально оснащен 104  лебёдками. В "Сверлийцах" они поднимают поющих актеров с помощью тросов и крюков», — рассказала The Village координатор проектирования и строительства театра Наталья Крутилина.

 

 

Мир сверлийцев детально проработан. Его волшебные ландшафты передаются с помощью оригинальных декораций и видеосценографии. Среди них — десятки электродвигателей, сотни километров шпагата, плавники гигантских рыб, огромные кинетические свёрла, стол-трансформер, сверлосипед и большое надувное пространство. Всё это из металла, пластика, пенопласта, ткани, дерева и фанеры было изготавливается на «Электрозаводе» по эскизам и чертежам сценографа Степана Лукьянова. А пока репетиции проходят среди условных конструкций, по размерам и формам совпадающих с основными сверлийскими объектами.

 

 

Кроме того, для проекта изготовили 52 пары обуви из кожи, ткани и пружинных шнурков, а также 30 париков, сделанных с помощью тесьмы, тюля, акрила и титановых белил. Около 300 костюмов скроили из необычных материалов: вилатерма — утеплителя окон, неопрена — основы для гидрокостюмов, ПВХ-лески и киберлоков — прозрачных пружинок. Оркестр выступает не в традиционных смокингах, а в чёрных шёлковых пижамах. Эта стилистика повлияла и на коллектив проекта. «У нас вся группа постепенно окунулась в сверлийскую моду. Мы смотрим друг на друга и замечаем, что стали одеваться по-сверлийски», — отметила художник по костюмам Анастасия Нефёдова. 

 

 

 

Первую серию оперы показали ещё в декабре 2012 года в Центре дизайна Artplay. К июньской премьере многое изменилось. «Я поменял солирующие голоса на высокие и раскрасил хоровую часть оркестром. Теперь у нас есть 12 человек из Московского ансамбля современной музыки, маленький хор из восьми человек и пять солистов из ансамблей N’Caged и Questa Musica», — пояснил композитор Дмитрий Курляндский. 

Начало оперного сериала запланировано на 8 июня 2015 года.

  

   

Текст: Ксения Мельникова, Дарья Полыгаева