Как выглядит самый красивый вокзал России после реставрации Световой и картинный залы, ресторан и росписи: Витебский вокзал в Петербурге после первого этапа реставрационных работ
Закончился первый этап реставрации Витебского вокзала в Петербурге — пожалуй, самого красивого в России. Здесь полностью отреставрировали фасад, частично — интерьеры вокзала и Императорский павильон, организовали автоматическую подсветку. Работы продолжаются по мере финансирования, сроки окончания в РЖД пока не называют. За ходом работ следит комитет по охране памятников: все детали — вплоть до цвета краски в росписях — должны быть исторически достоверными. После реставрации на вокзале обещают обновить навигацию.
Главная интрига: когда вновь заработает ресторан на втором этаже (советскую стену, отделявшую его от картинного зала, снесли — теперь это смежные помещения, как и было изначально). Сейчас руководство вокзала ищет оператора, который мог бы здесь разместиться. Тем временем в картинном зале проходит выставка историка моды и коллекционера Александра Васильева «Мода русского модерна» (она продлится до конца года, вход бесплатный). После демонтажа выставки и в картинный зал, и в помещение ресторана также можно будет пройти свободно. Пока же по вокзалу (в том числе с допуском в недавно отреставрированные помещения) периодически проводят экскурсии.
The Village прогулялся по обновленному вокзалу вместе с историком Мариной Зубковой и показывает, как Витебский преобразился после реставрации.
Фотографии
Марина Зубкова
историк, гид
Дизельпанк
Современное здание Витебского вокзала построили в 1902–1904 годы. При строительстве использовали новые для России технологии — аналогичные тем, что применяли в тот момент по всей Европе: например, на вокзалах Кингс-Кросс и Орсе. Его часто сравнивают с Эйфелевой башней: и каркас Царскосельского вокзала, и построенная в 1889 году башня представляли собой клепанную металлическую ферменную конструкцию, это был высокий уровень замысла и исполнения. Для Петербурга решение обнажить несущий каркас здания было очень радикальным, но такова была главная тенденция позднего европейского модерна.
Также повсюду в здании мы видим отсылки к различным региональным вариациям этого стиля, но в основном к венскому сецессиону (авторы проекта многое взяли из интерьеров Венского метрополитена). Пассажиры неизбежно ощущали не только дух европейских столиц, но и то, с какой скоростью меняется мир. Это была эпоха, когда технические новинки внедрялись одна за другой, но все еще были предметом роскоши. Как следствие — многочисленные фантазии на тему городов будущего, породившие актуальную и сегодня эстетику дизельпанка. Его дух витает здесь повсюду, особенно в залах с теми самыми чугунными клепанными арками: живая декорация для игры вроде Assasin’s Creed.
Еще одно яркое техническое новшество — лифты. Перрон располагается на втором этаже, и проблему подъема багажа решали с помощью них. Сегодня, когда слышу, что вокзал не очень удобен, понимаю, что самый верный способ модернизировать здание — вернуть его в состояние начала ХХ века, осовременив лифты. Дело еще и в том, что здание — памятник архитектуры федерального значения: здесь нельзя просто прорубить стену и организовать эскалатор — нужны более тонкие решения.
Вокзал был одним из первых полностью электрифицированных зданий в Петербурге, но при этом здесь старались организовать как можно больше естественного освещения. Плюс воплощена идея отсутствия границ — социальных и технических, это вообще присуще модерну. На вокзале не было полностью глухих стен, помещения были соединены друг с другом и перетекали одно в другое. Кстати, по проекту пассажиры третьего класса могли заходить в зал ожидания и ресторан первого-второго классов: площадь последнего рассчитывали исходя из этого. Но главная функция здания — грамотное распределение пассажиропотока — была залогом комфортного передвижения по вокзалу.
Реставрация
Предыдущую реставрацию ресторана провели в 1974 году, а вот работы, начатые в 2000-х, так и не закончили. С того момента помещение было закрыто от посторонних глаз — и реставрация 2017–2018 годов была долгожданной. Восхищает уровень проработки проекта, учитывающий многие мелочи. Для примера приведу такую деталь: в 1974-м заклепки (крепления, характерные для начала ХХ века) на исторических люстрах заменили сваркой. Во второй половине XIX — первой половине ХХ века для монтажа применялись заклепки, сварка повсеместно распространяется лишь с 1950-х, и тогда воспользовались обычной для 70-х технологией. В процессе последней реставрации люстры и настенные бра специально возили в мастерскую в Псковской области, где на металлические части снова поставили заклепки, максимально приблизив их к первозданному виду.
Покрытые росписью стены ресторана расчищали от поздних красочных наслоений. Чтобы составить новую палитру, делали анализ найденных образцов краски (их цвет от времени изменился — выясняли, каким он был изначально). В момент расчистки обнаружили фрагменты даже не изначального орнамента, а подготовительного эскиза к нему, который решили законсервировать. Так реставраторы хотели показать, как работал художник начала ХХ века, какой изначальный замысел предшествовал конечному результату.
Реставрация вокзала продолжится. На очереди — непосредственно связанный с рестораном Картинный зал, приемная и кабинет начальника, подсобные помещения. Для тоннелей под платформами, например, применялись одни из первых в России железобетонных конструкций, и реставраторы тщательно их изучают для составления проекта, хотя они и недоступны обычным пассажирам.
Ресторан
Пространство Картинного зала (или зала ожидания первого-второго классов) плавно перетекало в ресторан — и там и там был паркет. В ресторане его восстановили, и, насколько я знаю, следующее, что сделают при реставрации Картинного зала, — тоже уложат паркет вместо мраморной плитки советского периода.
Вообще ресторан на Витебском вокзале до и после революции был центром притяжения, причем сюда приходили не только пассажиры. В эпоху Серебряного века это были поэты, художники, писатели — в общем, представители богемы. А о советском периоде посетители экскурсий рассказывали, как они приходили сюда просто поесть и отмечали разные важные события — от закрытия сессий до рождения детей. В 90-е здесь играли неплохой, по меркам многих, джаз. Правда, тогда вокзал считался немного криминальным местом.
Ресторанная кухня исторически располагалась на третьем этаже. В августе 2017 года ее планировали перенести на первый этаж, посчитав историческое устройство слишком оригинальным. Однако потом поняли, что удобнее сделать так, как запланировано изначально: когда ресторан откроется, кухня по-прежнему будет на третьем этаже. Это еще один пример того, что этому зданию лучше всего быть таким, каким его задумали еще в начале ХХ века.
Благодарим за помощь в организации съемки пресс-службу Дирекции железнодорожных вокзалов.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.