Реставрация Монрепо: Что к лету изменилось в выборгском парке The Village показывает промежуточные результаты скандальной реставрации
В выборгском Монрепо — единственном в России скальном пейзажном парке — продолжается реставрация, начавшаяся в конце 2017 года. Завершить работы должны были этим летом, но в итоге недавно продлили сроки до 16 сентября 2020 года, объяснив задержку бюрократическими нюансами. Сейчас большая часть парка формально закрыта, при этом Монрепо остается обязательной для посещения достопримечательностью Выборга.
Реставрацией стоимостью 1,2 миллиарда рублей занимается петербургская компания «Возрождение» (москвичам она знакома по программе «Моя улица»). Проект разработала «Литейная часть-91» Рафаэля Даянова. По плану, облик парка должны «откатить» к версии середины XIX века.
Текст
Юлия Галкина
Фотографии
Реставрация Монрепо — объект постоянной критики. Так, возмущение общественности вызвала вырубка деревьев: на сервисе Change.org по этому поводу запускали петицию. В итоге парк все равно лишился почти 2,6 тысячи деревьев из-за «санитарной рубки» и «соответствия концепции реставрации». Среди прочего спилили старейшие символы Монрепо — березу на пирсе (ей было около 150 лет) и сосну у павильона «Нептун» (около 400 лет), пояснив, что сохранить деревья было невозможно. Специалисты по сохранению культурного наследия указывали также на проблемы с реставрацией парковых зданий.
Сегодня, попадая на территорию Монрепо с официального входа (взрослый билет — 100 рублей), гость в первую очередь видит деревянный каркас на месте ворот. Оригинальные ворота 1830-х годов давно утрачены, на их месте стояли реконструированные 1982 года — их разобрали, часть деталей отреставрируют, часть заменят, часть, например герб баронов Николаи, и вовсе реконструируют. Сразу за воротами, слева, открывается вид на странный инопланетный пустырь с вырастающими из-под земли трубками — системой орошения. За пустырем находятся две необозначенные на карте парка постройки, рядом с первой разбит симпатичный цветник: мужчина, вышедший из этого дома, сообщил нам, чуть замявшись, что зданием пользуются некие «лесники».
Благоустроенная дорожка с фонарями и информационными стендами упирается в ограды: прямо по курсу закрыли на реставрацию главный усадебный дом и библиотечный флигель, справа — всю восточную часть с долиной Розенталь, дамбой и обелиском братьям Броглио. Из доступных достопримечательностей — Чайная беседка и «Храм Нептуна» (это воссозданный павильон — оригинал сгорел еще в 2011 году).
Далее формально закрыто — на практике же все свободно проходят за заборы, в том числе к острову Людвигштайн со знаменитой белой капеллой (ее пока не отреставрировали); раньше туда попадали на лодке или по льду — теперь, видимо, для удобства рабочих организовали узкую насыпь и мостки. Продвигаясь мимо Хижины отшельника (по-прежнему исписанной сообщениями типа «здесь был Вася») и скульптуры Вяйнямейнена, гость попадает к финальному фрагменту Монрепо, известному как «Край света» — далее, за оградой, начинается дикая часть парка.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.