«ФСБ считает моего мужа террористом» Жена петербургского антифашиста Игоря Шишкина — о том, как ее муж пошел гулять с собакой и оказался за решеткой
Два месяца назад, в конце января 2018 года, в Петербурге задержали двух антифашистов — местного предпринимателя Игоря Шишкина и программиста из Казахстана Виктора Филинкова. Обоих ФСБ считает участниками некоего «террористического сообщества „Сеть“», цель которого — свержение действующей власти путем мятежа (часть 2 статьи 205.4 УК РФ; до десяти лет тюрьмы). Ранее аналогичные задержания прошли в Пензе — один из задержанных, петербуржец Арман Сагынбаев, дал признательные показания. По данным «Фонтанки», ФСБ спрашивали Шишкина и Филинкова о знакомстве с Сагынбаевым.
Виктор Филинков рассказал, что его пытали электрошокером и избивали. В феврале «Медиазона» опубликовала записи Виктора о первых сутках после задержания. О пытках заявил и свидетель по «делу антифашистов» — промышленный альпинист из Петербурга Илья Капустин (позже он уехал из России и попросил политического убежища в Финляндии). На прошлой неделе сотрудники ФСБ признали, что при задержании Филинкова ударили его электрошокером. Применение шокера они объяснили «служебной необходимостью». Заявившего о пытках Филинкова в марте перевели в СИЗО № 6 в Ленобласти: правозащитники считают, что это сделали «с целью надавить на Виктора».
В истории с арестом Игоря Шишкина тоже все непросто. В заключении рабочей группы Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга (ОНК, контролирует соблюдение прав человека в местах принудительного содержания) зафиксированы травмы на его теле. Сам Шишкин о пытках не заявлял.
The Village записал рассказ жены Игоря Татьяны Созиновой о том, как молодая семья собиралась брать ипотеку на квартиру, а вместо этого в их жизни случились большой дом на Литейном, обыск, допрос, передачки в СИЗО и полная неизвестность.
Иллюстрации
Игорь
Осенью 2012 года, окончив институт в Уфе, я переехала в Петербург. К тому моменту сюда уже перебрались многие знакомые. У одних знакомых был свой спортзал — обычная качалка, и они пригласили меня туда (в Уфе я в последнее время занималась тайским боксом). Там я и познакомилась с Игорем. Ближе к началу зимы мы стали встречаться. Для меня это безумно быстро: думала, что я закрытый человек. Но Игорь был очень настойчив и открыт. В 2013 году мы начали вместе жить, а поженились в 2015-м.
Вот что меня в Игоре всегда удивляло: он очень добрый. Раньше я думала, что такие мальчики — типичные пацаны, спортивные и активные — совсем другие. Игорь же всегда хочет помочь людям. Он неравнодушен. Если чем-то заинтересовывается, погружается в тему полностью. Часто и без повода делает сюрпризы и подарки близким, друзьям.
Магазин
Два года назад у Игоря появился интернет-магазин веганского спортивного питания — единственный в своем роде в России. Собственное дело его поглотило. Он не спал ночами, запускал рекламу. Добавил новую продукцию. Решал вопросы с поставщиками. Оптимизировал работу курьерской службы. Сделал точки выдачи в нескольких петербургских магазинах. Углубился в тему индивидуального предпринимательства: изучал миллионы пабликов, каналы в телеграме (сейчас он просит распечатывать и присылать статьи оттуда). Я по профессии бухгалтер, но это совсем не мое. Так что помогала больше с техническими моментами, а закупками и аналитикой занимался он. Сейчас мне приходится переоформлять магазин на себя: так проще иметь дело с разными бюрократическими процедурами.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.