«Ротонда»: Как устроен самый известный телеграм-канал Петербурга Журналистки Мария Карпенко и Ксения Клочкова — о политических шутках, Беглове и принципиальной неанонимности
В 2016 году три парламентских журналиста из Петербурга завели телеграм-канал «Ротонда». Петербургская политика — не самый увлекательный аттракцион, но авторам удается рассказывать о ней так, будто это одновременно детектив и авантюрный роман.
Спустя почти три года в «Ротонде» осталось два автора: Ксения Клочкова из «Фонтанки» и Мария Карпенко, до недавнего времени работавшая в «Коммерсанте». На прошлой неделе журналистку уволили, причем как раз из-за «Ротонды»: руководитель издательского дома Владимир Желонкин пояснил, что «Мария работала в двух медиа» (фактически приравняв запрещенный в России Telegram к СМИ). Сама журналистка считает, что на «Коммерсант» надавили «сверху». Петербург готовится к сентябрьским выборам губернатора, политическая обстановка в городе накаляется.
После инцидента с увольнением число подписчиков «Ротонды» выросло с шести до 14,6 тысячи, а авторы телеграм-канала получили журналистскую премию «Золотое перо» в номинации «Новые медиа» (ее ввели в этом году). Мария, как и Ксения, продолжает освещать городскую политику. В отличие от многих других коллег, она не планирует переезжать в Москву.
The Village встретился с авторами «Ротонды», чтобы поговорить о том, как депутаты и чиновники реагируют на телеграм-канал, зачем нужен элитарный чат с политиками, можно ли монетизировать новое медиа и чего нам ждать от сентябрьских выборов.
Интервью
Юлия Галкина
Фотографии
С чего начиналась «Ротонда»?
Мария: Это было летом 2016 года, перед парламентскими выборами. Сначала нас было трое: журналисты «Коммерсанта», «Фонтанки» и «Делового Петербурга» — основные СМИ, которые регулярно писали о петербургской политике, в том числе освещая избирательную кампанию.
Тогда только-только стали появляться телеграм-каналы. Один наш конкурент, ресурс «Бездуховности», завел первый в Петербурге политический телеграм-канал, причем анонимный. Информация, которую там публиковали, заставляла нас грустить, потому что не всегда была правдивой. Однако наши ньюсмейкеры ее читали, поскольку сам формат телеграма к этому располагал, а вот отыскать наши новости и статьи на сайтах СМИ им не всегда было легко.
Нас все это бесило, и мы решили сделать свой телеграм-канал, принципиально неанонимный. Мы хотели выступить в противовес анонимным каналам со странными слухами. Плюс изначально предполагалось, что в «Ротонде» будут просто ссылки на наши публикации в СМИ: фактически мы делали бесплатный smm своим текстам.
Ксения: Мы очень долго думали над названием. Собрались в баре, обсуждали — ничего стоящего в голову не приходило: только какой-то унылый «Вестник Мариинского дворца». Нужно было что-то емкое, четкое и отражающее петербургскую специфику. Название «Ротонда» придумал Витя (Виктор Овсюков, бывший автор газеты „Деловой Петербург“. — Прим. ред.).
Мне кажется, сейчас мало кто из наших подписчиков знает, что это за ротонда такая. На самом деле, это красивый зал в Мариинском дворце, в котором обычно проходят торжественные церемонии. Кроме того, через ротонду спикер Законодательного собрания проходит из зала больших заседаний в свою приемную. Через ротонду к нему идут депутаты, чтобы о чем-то поговорить. А еще у Репина есть картина «Торжественное заседание Государственного совета», на которой тоже изображена ротонда Мариинского дворца.
Что касается третьего автора «Ротонды», то наши пути разошлись: в «Деловом Петербурге» сменился собственник, Витя уволился и уехал в Москву. Но мы общаемся, Витя нас поддерживает.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.