«Как я была волонтером в „Родине“» Почему вам нужно посмотреть спектакль в апреле

«Как я была волонтером в „Родине“»

Четырехчасовой спектакль Андрея Стадникова «Родина» ближе к современному искусству, чем к театру. Большую часть времени актеры читают по ролям стенограммы заседаний, а сидящие спиной к сцене зрители видят лишь выступление 48 светловолосых девушек-перформерок, которые поют и маршируют по одним им понятной схеме. Девушки — не профессиональные актрисы: продюсеры искали блондинок-волонтерок, которые могли бы потратить две недели на репетиции. На прошлой неделе «Родину» номинировали на «Золотую маску», главную театральную премию страны, и поэтому покажут еще несколько раз в апреле. The Village поговорил с одной из перформерок, Катей Стрельниковой, о том, как устроен спектакль изнутри и почему этот опыт был для нее важным.

Как я попала в проект

Для меня театр — это единственное медиа, которое позволяет побыть в моменте и перекликается с другими опытами осознанности. Изначально я поставила перед собой цель разобраться в нем, поэтому за последние два года я посетила 65 современных спектаклей. Так вот, ничего похожего на «Родину» я не видела вообще. Постановку номинировали на «Золотую маску» в категории «Эксперимент» — и это эксперимент буквально над всеми участниками процесса.

Обычно я не хожу на премьеры и на премьеру «Родины» не пошла год назад, хотя многие мои друзья и знакомые это сделали. После прочтения отзывов и рецензий у меня возникло ощущение, что все это слишком неоднозначно и непонятно для того, чтобы добровольно потратить четыре часа своей жизни на стенограммы. Я бы так и пропустила этот спектакль, если бы не увидела расшар подруги в Facebook, что «Родина» ищет блондинок. Я поддалась моменту и написала, а утром получила сообщение, что меня ждет не развлечение на три вечера, а большой, трудоемкий процесс: на две недели нужно будет посвятить себя спектаклю полностью. Взвесив за и против, я подумала, что это будет новый опыт, возможность, которой, может, больше и не будет в моей жизни — и согласилась.

Спектакль исследует конкретный исторический период — внутрипартийную борьбу 20-х годов после смерти Ленина и победу Сталина над Троцким. По сути, это история о том, откуда берутся диктаторы и диктатура. Текст читали 11 актеров, а наша роль была в том, чтобы находиться на сцене, делать несложные перестроения, маршировать и петь наизусть песни: гимн Интернационала, «Песню о Ленине» и «Красный смех» Гражданской обороны. Звучит просто, но продюсер проекта, Даша Вернер, сразу предупредила, что роль перформера — это не просто участие в массовке: каждый в строю, стук каблуком и хлопок могут повлиять на длительность первого акта, а наша включенность влияла на общее настроение и на атмосферу спектакля.

Как проходили репетиции

Первое, что мне сказали: «Нельзя прогуливать репетиции!». Но я все равно пропустила две из семи. Репетировали мы не в зале, а в небольшой аудитории — и к реальности будущей это, как показала практика, имело мало отношения.

У нас есть специальная группа для перформерок, где выкладывается важная информация, расписания, рекомендации. Там 97 человек: спектакль ставился трижды, не все могут сыграть в любой момент. Да и не все, наверное, готовы повторять этот подвиг во второй раз. Тут хочу отдельный респект выразить команде спектакля — это очень сложная нагрузка: постоянно искать, брифовать, поддерживать столько разных людей.

На репетицию я пришла уже на следующий день после моего сообщения. Волновалась, но совсем чуть-чуть. На репетиции был только Андрей Стадников. В тот первый день мы не пели, а только ходили с девочками строем по три человека в ряду, учились поворачивать и разворачиваться — но по большей части тренировать периферийное зрение и пытаться идти ровными рядами.


Я подумала, что это будет новый опыт, возможность, которой, может, больше и не будет в моей жизни, — и согласилась


Ощущения были такие, будто я буквально училась ходить — никогда бы до этого не подумала, что руки с ногами в процессе хождения у меня идут не синхронно. Пришлось даже чуть задержаться после, вместе с помощником режиссера я училась контролировать синхронность действий. Я это заучила как правило: идем всегда с левой ноги, параллельно правая рука идет вперед. Потом еще ходила дома по квартире так, на улице начала обращать внимание — наверное, иногда выглядела как городская сумасшедшая, когда внезапно останавливалась на секунду, а потом шла «правильно».

Дальше мы уже репетировали и с Андреем, и с Митей Власиком, композитором и вторым создателем проекта (автором «перформанса блондинок». — Прим. ред.). С ним мы не только ходили строем, но и тренировали «индивидуальные паттерны». Каждая из нас должна была придумать себе какое-то зацикленное действие на восемь счетов, которое мы совершали в определенный момент спектакля. А еще с ним мы пели хором песни. Это была моя любимая часть, потому что я люблю петь, но как-то не получается обычно, а тут давали волю.

Каково играть в спектакле

За два дня до спектакля наконец собрали сцену, оказалось, что нам еще нужно разделиться на взводы по три, шесть, девять человек — и придумать и разучить еще паттерн для взвода (его, собственно, можно было менять от спектакля к спектаклю, как и свой собственный). Еще оказалось, что в финале первого действия нужно будет падать в свободном падении — это был большой сюрприз, мне пришлось сделать над собой усилие. Но это оказалось не таким уж страшным. Страшно было, когда мы с одной девочкой во время спектакля ударились головами, она буквально на меня упала. По нашей части зала прошел ропот, а я лежала и думала: «А вот что делать в ситуации, если случается несчастный случай, и другой человек не встает? Маршировать в сторону выхода и звать помощь? Или хлопать, чтобы пришли другие перформерки и на руках вынесли человека?» В общем-то, обычная паранойя, никаких несчастных случаев такого масштаба там не было и не будет.

Вообще, сколько ни репетируй, во время спектакля все идет не так. Во время спектакля я не испытывала волнения — может быть, сказался опыт публичных выступлений. Самым сложным оказалось стоять 40 минут по стойке смирно в самом начале — на репетиции мы, разумеется, этого не делали. По задумке режиссера, мы встречаем гостей, стоя по периметру зала, ждем, пока они рассядутся, затем следует еще пара актов, и только после этого начинается наш выход. За это время затекает все тело, болят колени и спина, горят пятки, течет пот. Из-за этого вся отрепетированная история идет уже немного иначе — маршировать с затекшим телом не то же самое, что маршировать свежим, бодрым и отдохнувшим. К концу перформанса у всех пересыхает в горле, потому «Интернационал» начинается очень тихо и почти неслышно — мы элементарно пытаемся из себя звуки выдавить на первых двух строчках. Зато потом распеваемся — ого-го!

Откуда взялись костюмы

С большинством девушек я старалась знакомиться, но по факту запомнить имена получилось у человек десяти, потому что общаться там и некогда было особо. Зато я запомнила несколько людей, которые умеют плести косы — прически на спектакле должны быть вариацией на тему кос.

Отдельная история — это костюмы. Так как мы играем такую безликую «красную (черную) армию» — на нас не должно было быть своей одежды. Год назад в Центре Мейрхольда стоял бак, и ребята собирали «черные вещи для Родины». В результате накопился довольно большой гардероб, из которого создавались образы для девушек-перформеров.

С самого начала нам сказали выбрать то, что ты никогда не наденешь в жизни — чтобы наверняка ничего не связывало с реальностью. Многие жульничали, но я решила пойти до конца — и выбрала максимально провокационный наряд с прозрачным бюстгальтером. Те, кто меня знают, не дадут соврать, что у меня такого даже в гардеробе нет. А учитывая мои сложные отношения со своим телом и его принятием, это был реальный челлендж.


Каждая из нас должна была придумать себе какое-то зацикленное действие на восемь счетов, которое мы совершали в определенный момент спектакля


Справедливости ради замечу, что некомфортно я себя чувствовала только на первом спектакле и перед ним. А потом я уже это надевала как униформу — и это уже ни у кого из окружающих вопросов не вызывало.

Многие мне делали комплименты, говорили, что я хорошо и круто выгляжу — как команда, так и друзья из зала. Так что можно сказать, что это еще и как терапия для меня сработало в каком-то смысле.

Мое собственное отношение к происходящему менялось радикальным образом. Я млела от гордости и причастности, я умирала от усталости, от боли и эмоционального истощения, я ненавидела всех, я любила каждого, я не понимала, я понимала или думала, что понимала. За две недели репетиций и три дня спектакля он настолько запал мне в сердце, настолько впечатлил, что я считаю, что должна рассказать, почему на него стоит пойти!

О свободе высказывания

С самого начала нам сказали, что нужно делать. Мы репетировали. А потом сказали, что делать можно все, чего требует душа. То есть, сидя в зале, это невозможно понять, но каждый раз происходит что-то совершенно новое.

На сцене 48 непрофессиональных актрис, которые несколько раз отрепетировали свой перформанс, вдохновляясь видео советских маршей и «Лекцией о ничто» Кейджа. Никто не говорил нам, как правильно стоять, о чем думать, как ходить: нам давали рекомендации, но использовать их или нет — решала каждая. Точнее, решала сама жизнь — у каждого в голове свое, свои заботы и проблемы. Так легко забыться, запариться, затупить. И, казалось бы, все испортить. Но нет, потому что рассинхрон — это тоже действие.

Конечно, мы слышали, как некоторые зрители злорадствовали, когда мы начинали сбиваться. Сразу вспомнила шутку — как легко сделать другому человеку приятное, просто совершить ошибку. Или иногда у нас настолько круто получался «Интернационал», что зритель думал, что мы тут «Хор Турецкого». Каково же было их разочарование, когда мы вразнобой (не специально, просто потому что так вышло) пели «И Ленин такой молодой»...

Все мы каждый раз могли и поступали по-разному: придумывали новые паттерны, уходили со сцены, не шли со всеми вообще, падали и вставали невпопад — мы сами никогда не знаем, что будет дальше.

Все три спектакля, в которых я участвовала, были очень разными — в этом и есть суть перфоманса. Даже актрисам разрешены вольные трактовки. А два Сталина, не договариваясь, начинают и заканчивают реплики друг друга. На третьем спектакле, например, в последний момент Митя Власик решил, что нам нужно петь «С чего начинается Родина». Мы ее быстренько разучили — по-моему, получилось неплохо. И забавно, что люди, которые приходили, даже не понимали, что эта песня звучит впервые в этом спектакле.

Это очень крутое ощущение: видеть, как каждый раз рождается что-то новое и особенное. То, что невозможно запланировать заранее, потому что есть человеческий фактор. Это такое странное ощущение — понимаешь, что от тебя зависит все и ничего одновременно, и нужно этому покориться.

Спектакль как особое состояние

«Родина» не про то, чтобы что-то рассказать или развлечь — этот спектакль для того, чтобы ввести всех участников в определенное психоделическое состояние. В самом начале люди крутят головами, пытаясь увидеть актера, который что-то говорит. Чаще всего это невозможно, а главное — не нужно. Во втором действии люди, смирившись, сидят, уткнувшись в одну точку, программку, телефон, а то и вообще с закрытыми глазами.

При этом каждый элемент спектакля, каждая деталь находится там неслучайно. Но со смысловой точки зрения объяснять я не возьмусь — лучше прочесть то, что говорят создатели. Но у меня создается ощущение, что каждый раз все происходящее может объясняться по-разному и обретать новые смыслы.

Для перформерок это было почти религиозным опытом — попробуйте постоять без движения 40 минут, а потом маршировать на восемь счетов в течение часа. В тот момент, когда слышалось «Начинаем!», включались прожектора и звуки вертолетов, а мы вытягивались по стойке смирно, уставившись рассеянным взглядом в одну точку, я буквально провалилась в какое-то безвременное пространство, откуда выбиралась только через четыре часа. Судя по комментариям, нам, перформеркам, действительно удавалось вводить людей в транс. А разок я даже услышала из зала женский шепот: «Ой, как страшно!» — когда мы маршировали общей колонной. Мне кажется, от нас исходило такое напряжение (не случайно мы 40 минут стоим), что его в зале невозможно было не чувствовать.


Конечно, мы слышали, как некоторые зрители злорадствовали, когда мы начинали сбиваться


Многие зрители не выдерживали и уходили. Наверняка артистам непросто читать наизусть эти многостраничные тексты партийных заседаний. Но видеть то, как зрители уходят из зала, не чувствовать никакой отдачи — не знаю, но кажется, что это тоже очень непросто.

Сложно понять, зачем каждый участник этого процесса на это подписался. Но тем ни менее, спектакль ставили третий раз. От этой тяжести и напряженности создается нереальная атмосфера чего-то грандиозного, прекрасного и ужасного одновременно.

В этом спектакле никто ни от кого ничего не ждет. Ты можешь не понимать, ты можешь заниматься своими делами, ты даже можешь в любой момент покинуть «Родину», двери открыты. Но этот опыт ты не получишь больше нигде.

Спектакль номинировали на «Золотую маску» — это значит, что его будут ставить снова. Сперва мне казалось, что я не смогу больше пережить это. Но, сейчас понимаю, что если позовут, придется идти. Ведь когда Родина зовет, просто невозможно сказать «нет».


Фотографии: обложка — Таня Симакова, 1, 2, 3 — Ксения Бабушкина

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
990 ₽
[15 €]
1
год
9900 ₽
[150 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр
На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр Четырехчасовой спектакль мучает зрителя эпическим разговором об отечестве
На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр

На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр
Четырехчасовой спектакль мучает зрителя эпическим разговором об отечестве

11 театральных событий осени
11 театральных событий осени Попытки выжить в «Гоголь-центре», «Практике» и «Театре.doc», двухдневный спектакль в плацкарте и даже книга
11 театральных событий осени

11 театральных событий осени
Попытки выжить в «Гоголь-центре», «Практике» и «Театре.doc», двухдневный спектакль в плацкарте и даже книга

Потеря финансирования и провластная альтернатива: Что угрожает «Золотой маске»
Потеря финансирования и провластная альтернатива: Что угрожает «Золотой маске» The Village поговорил с театральными критиками и выяснил, что недоговаривают власти
Потеря финансирования и провластная альтернатива: Что угрожает «Золотой маске»

Потеря финансирования и провластная альтернатива: Что угрожает «Золотой маске»
The Village поговорил с театральными критиками и выяснил, что недоговаривают власти

«Смешно дрыгаюсь в историях в инстаграме»: О чем говорят участники спектакля «Домашние танцы»
«Смешно дрыгаюсь в историях в инстаграме»: О чем говорят участники спектакля «Домашние танцы» Они будут танцевать в окнах московских домов
«Смешно дрыгаюсь в историях в инстаграме»: О чем говорят участники спектакля «Домашние танцы»

«Смешно дрыгаюсь в историях в инстаграме»: О чем говорят участники спектакля «Домашние танцы»
Они будут танцевать в окнах московских домов

Новое и лучшее

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

История взлета и падения Hydra

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

Первая полоса

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса От эмо до интеллигентного драм-н-бейса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
От эмо до интеллигентного драм-н-бейса

7 винтажных магазинов Стамбула
7 винтажных магазинов Стамбула Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе
7 винтажных магазинов Стамбула

7 винтажных магазинов Стамбула
Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года? Хуже монстров здесь только сами люди
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
Хуже монстров здесь только сами люди

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентахФоторепортаж Григория Радченко с протестов

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах Фоторепортаж Григория Радченко с протестов

 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии? Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х
 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?

«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х

Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел
Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел Алиса Таёжная — о «Кокаиновом медведе»
Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел

Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел
Алиса Таёжная — о «Кокаиновом медведе»

В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?
В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так? «Он приближает нас к порочной модели России, а не Европы»
В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?

В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?
«Он приближает нас к порочной модели России, а не Европы»

За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет
За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет Почему такие трагедии будут повторяться? Объясняем
За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет

За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет
Почему такие трагедии будут повторяться? Объясняем

Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?
Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году? Фильм про мох, любовное письмо Вирджинии Вулф и полицейское насилие
Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?

Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?
Фильм про мох, любовное письмо Вирджинии Вулф и полицейское насилие

Исследование о пытках в Москве персонально получили десятки чиновников. И что они ответили?
Исследование о пытках в Москве персонально получили десятки чиновников. И что они ответили? Публикуем выводы «Команды против пыток»
Исследование о пытках в Москве персонально получили десятки чиновников. И что они ответили?

Исследование о пытках в Москве персонально получили десятки чиновников. И что они ответили?
Публикуем выводы «Команды против пыток»

Чем заняться в Стамбуле в марте?
Чем заняться в Стамбуле в марте? Благотворительный гаражный сейл и концерт Shlømo
Чем заняться в Стамбуле в марте?

Чем заняться в Стамбуле в марте?
Благотворительный гаражный сейл и концерт Shlømo

Что делать в Сербии в начале марта?
Что делать в Сербии в начале марта? Сходить на белградский кинофестиваль и выставку Яо Вана
Что делать в Сербии в начале марта?

Что делать в Сербии в начале марта?
Сходить на белградский кинофестиваль и выставку Яо Вана

«0,3 мегапикселя ностальгии». Как цифровой лоу-фай стал модным

«0,3 мегапикселя ностальгии». Как цифровой лоу-фай стал моднымКто создал паблики «фотки на сименс» и DIGITAL LOW?

«0,3 мегапикселя ностальгии». Как цифровой лоу-фай стал модным

«0,3 мегапикселя ностальгии». Как цифровой лоу-фай стал модным
Кто создал паблики «фотки на сименс» и DIGITAL LOW?

Что изменится для клиентов «Тинкоффа» после внесения банка в санкционные списки?
Что изменится для клиентов «Тинкоффа» после внесения банка в санкционные списки? Что с переводами и инвестициями? Узнали у самого банка
Что изменится для клиентов «Тинкоффа» после внесения банка в санкционные списки?

Что изменится для клиентов «Тинкоффа» после внесения банка в санкционные списки?
Что с переводами и инвестициями? Узнали у самого банка

«Это была компания друзей»: Как «ЧВК Редан» из фан-сообщества превратили в страшилку для СМИ и полиции
«Это была компания друзей»: Как «ЧВК Редан» из фан-сообщества превратили в страшилку для СМИ и полиции «Ничего не делаю в движе» — сказал нам «глава» редановцев
«Это была компания друзей»: Как «ЧВК Редан» из фан-сообщества превратили в страшилку для СМИ и полиции

«Это была компания друзей»: Как «ЧВК Редан» из фан-сообщества превратили в страшилку для СМИ и полиции
«Ничего не делаю в движе» — сказал нам «глава» редановцев

Не хвались отцом, хвались сыном молодцом: Почему не получился «Сын» — второй фильм Флориана Зеллера, режиссера «Отца»?
Не хвались отцом, хвались сыном молодцом: Почему не получился «Сын» — второй фильм Флориана Зеллера, режиссера «Отца»?
Не хвались отцом, хвались сыном молодцом: Почему не получился «Сын» — второй фильм Флориана Зеллера, режиссера «Отца»?

Не хвались отцом, хвались сыном молодцом: Почему не получился «Сын» — второй фильм Флориана Зеллера, режиссера «Отца»?

2001 год. The Strokes выпускают первый альбом — параллельно случается 11 сентября
2001 год. The Strokes выпускают первый альбом — параллельно случается 11 сентября Это сериал об истории нью-йоркского инди «Самдэй, самдэй». Часть третья
2001 год. The Strokes выпускают первый альбом — параллельно случается 11 сентября

2001 год. The Strokes выпускают первый альбом — параллельно случается 11 сентября
Это сериал об истории нью-йоркского инди «Самдэй, самдэй». Часть третья

Как творить из подполья?
Как творить из подполья? Пересматриваем «Это не фильм» Джафара Панахи — оду режиссерской свободе при тоталитаризме
Как творить из подполья?

Как творить из подполья?
Пересматриваем «Это не фильм» Джафара Панахи — оду режиссерской свободе при тоталитаризме

«On Your Mark» — оптимистичный поп-рок-клип от Хаяо Миядзаки
«On Your Mark» — оптимистичный поп-рок-клип от Хаяо Миядзаки The Village продолжает серию пацифистских аниме-рекомендаций
«On Your Mark» — оптимистичный поп-рок-клип от Хаяо Миядзаки

«On Your Mark» — оптимистичный поп-рок-клип от Хаяо Миядзаки
The Village продолжает серию пацифистских аниме-рекомендаций

Большой гид по группам поддержки
Большой гид по группам поддержки Для людей с депрессией, зависимостями и женщин, переживших насилие
Большой гид по группам поддержки

Большой гид по группам поддержки
Для людей с депрессией, зависимостями и женщин, переживших насилие

А кто вообще создал ChatGPT, Midjourney и DALL-E?
А кто вообще создал ChatGPT, Midjourney и DALL-E? Что известно об изобретателях и авторах самых популярных нейронок
А кто вообще создал ChatGPT, Midjourney и DALL-E?

А кто вообще создал ChatGPT, Midjourney и DALL-E?
Что известно об изобретателях и авторах самых популярных нейронок

Конец 90-х: В Швейцарии зарождаются The Strokes — скоро они станут главной гитарной группой в мире
Конец 90-х: В Швейцарии зарождаются The Strokes — скоро они станут главной гитарной группой в мире Это сериал об истории нью-йоркского инди. Часть вторая.
Конец 90-х: В Швейцарии зарождаются The Strokes — скоро они станут главной гитарной группой в мире

Конец 90-х: В Швейцарии зарождаются The Strokes — скоро они станут главной гитарной группой в мире
Это сериал об истории нью-йоркского инди. Часть вторая.

Издателя Arzamas Филиппа Дзядко, брата главреда «Дождя», не пустили в Грузию

Издателя Arzamas Филиппа Дзядко, брата главреда «Дождя», не пустили в Грузию

В Петербурге закрылось консульство Нидерландов из-за нехватки сотрудников. Сколько всего дипломатов выслали за 2022 год?

В Петербурге закрылось консульство Нидерландов из-за нехватки сотрудников. Сколько всего дипломатов выслали за 2022 год?

Как музыкальный журналист и куратор Андрей Клинг записал собственный альбом

Как музыкальный журналист и куратор Андрей Клинг записал собственный альбом Теперь он играет пещерный рок в проекте Aborigen

Как музыкальный журналист и куратор Андрей Клинг записал собственный альбом

Как музыкальный журналист и куратор Андрей Клинг записал собственный альбом
Теперь он играет пещерный рок в проекте Aborigen

Что делать в Белграде в конце февраля?
Что делать в Белграде в конце февраля? Послушать «Касту» и сходить на благотворительный аукцион
Что делать в Белграде в конце февраля?

Что делать в Белграде в конце февраля?
Послушать «Касту» и сходить на благотворительный аукцион

Как выбрать жилье там, где может произойти землетрясение?
Как выбрать жилье там, где может произойти землетрясение? Объясняет инженер-геофизик
Как выбрать жилье там, где может произойти землетрясение?

Как выбрать жилье там, где может произойти землетрясение?
Объясняет инженер-геофизик

93% отходов в России не перерабатывают. А еще 74% компаний, которые называют себя утилизаторами, ими не являются

93% отходов в России не перерабатывают. А еще 74% компаний, которые называют себя утилизаторами, ими не являются

«Правовая инициатива» запустила телеграм-бот для составления заявления в полицию о домашнем насилии

«Правовая инициатива» запустила телеграм-бот для составления заявления в полицию о домашнем насилии

Большой разговор с Григорием Полухутенко

Большой разговор с Григорием ПолухутенкоА также эксклюзивный фотосет для The Village

Большой разговор с Григорием Полухутенко

Большой разговор с Григорием Полухутенко А также эксклюзивный фотосет для The Village

Самые важные события в Москве и Петербурге
Самые важные события в Москве и Петербурге Инклюзивные спектакли, выставки и благотворительные мероприятия
Самые важные события в Москве и Петербурге

Самые важные события в Москве и Петербурге
Инклюзивные спектакли, выставки и благотворительные мероприятия

В охранной зоне Коломенского вырубили 100 гектаров леса. Что там происходит?

В охранной зоне Коломенского вырубили 100 гектаров леса. Что там происходит?

Город Эрзинь почти не пострадал от землетрясения. Мэр утверждает, что это его заслуга. Объясняем, почему это неправда

Город Эрзинь почти не пострадал от землетрясения. Мэр утверждает, что это его заслуга. Объясняем, почему это неправда

Подмосковный «Снежком» начнут сносить в ближайший месяц. Это был единственный в России всесезонный горнолыжный комплекс

Подмосковный «Снежком» начнут сносить в ближайший месяц. Это был единственный в России всесезонный горнолыжный комплекс

В Казахстане задержали ростовского анархиста. В России ему грозит семь (!) лет колонии из-за комментария во «ВКонтакте»

В Казахстане задержали ростовского анархиста. В России ему грозит семь (!) лет колонии из-за комментария во «ВКонтакте»

Нью-Йорк, 90-е. Вилли Токарев воспевает Чайна-таун, а юный Касабланкас вылетает из школы
Нью-Йорк, 90-е. Вилли Токарев воспевает Чайна-таун, а юный Касабланкас вылетает из школы Мы запускаем сериал об истории нью-йоркского инди. Это первая часть.
Нью-Йорк, 90-е. Вилли Токарев воспевает Чайна-таун, а юный Касабланкас вылетает из школы

Нью-Йорк, 90-е. Вилли Токарев воспевает Чайна-таун, а юный Касабланкас вылетает из школы
Мы запускаем сериал об истории нью-йоркского инди. Это первая часть.

МТС Банк запустил сервис денежных переводов в Турцию. Как им воспользоваться?

МТС Банк запустил сервис денежных переводов в Турцию. Как им воспользоваться?

Из Кожуховского приюта уехали последние животные

Из Кожуховского приюта уехали последние животныеТеперь они будут жить за МКАД, а на месте приюта построят завод беспилотников

Из Кожуховского приюта уехали последние животные

Из Кожуховского приюта уехали последние животные
Теперь они будут жить за МКАД, а на месте приюта построят завод беспилотников

На Wildberries продают наркотики под видом растворителей для краски. Маркетплейс уже отреагировал?

«Сколько девушке 50 кг, 29 лет перед первым рисованием залить в краскопульт?»

На Wildberries продают наркотики под видом растворителей для краски. Маркетплейс уже отреагировал?
«Сколько девушке 50 кг, 29 лет перед первым рисованием залить в краскопульт?»