Как перформанс «Профессионал» превращает в танцовщиков программистов и менеджеров по продажам Интеллект против профессионализма
На перформансе «Профессионал» зрители получают от «данс-оракула» случайно сгенерированные ответы на вопросы о своем профессиональном будущем, пробуют себя в «практике скуки», засекая по секундомеру, сколько времени они осознанно ничего не делали, и читают программку со списком рекомендованной литературы. Новую работу хореографа Татьяны Гордеевой и драматурга Екатерины Бондаренко представили на июльском фестивале «Перформанс в ЦИМе», а с сентября она войдет в репертуар театра. The Village рассказывает, как «Профессионал» превращает шарлатанство в интеллектуальную практику, а театр — в лабораторию профессионального роста для тех, кому на коуч-тренингах давно неинтересно.
Текст
Первая сцена «Профессионала» отправляет зрителей из кафе центра имени Мейерхольда в серию «Твин Пикса». Из Черного зала выходит девушка в струящемся розовом платье, с венком на голове, и неуверенно, но обаятельно исполняет песню «The World Spins» из саундтрека к сериалу Линча. Атмосферу бара с инди-музыкой из третьего сезона разрушают разве что две участницы, чинно сидящие справа от певицы Бондаренко, — это Татьяна Гордеева и «Случайное»: так авторы перформанса называют обычного человека из нехудожественных кругов, для каждого из показов заранее отбираемого по оупен-коллу. На этот раз это молодая программистка.
«Этим летним вечером было бы здорово поговорить о желании. Но мы решили поговорить о профессионализме», — предупреждает зрителей Гордеева, как только Бондаренко заканчивает исполнение песни о любви. Радость узнавания и ощущение комичности ситуации, которое неизбежно возникает даже у не знакомых с «Твин Пиксом» зрителей, к тому моменту успевают окончательно перейти в растерянность. Попытки увязать этот номер из романтического кабаре с обещанными рассуждениями о профессионализме в посткапиталистическом мире приводят разве что к неловкой мысли о готовности Бондаренко спеть, чего явно она делать не умеет.
На самом деле эта сцена демонстрирует особенность работы Гордеевой и Бондаренко — удивительную для театра включенность дуэта в современную поп-культуру. Пока современность в театре до сих пор манифестируют в основном вывернутые на всю громкость постсоветские шлягеры в спектаклях Константина Богомолова и айфоны или даже дроны у Максима Диденко, дуэт расслаблено фланируют по сюжетам интеллектуальной культуры. И речь не только о «Твин Пиксе» — с не меньшим изяществом Гордеева и Бондаренко вписываются в контексты нетанцевального танца, спекулятивной философии и поискового театра, одновременно взрывая их.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.